Критерии обучающего мастера
Повышение качества подготовки учащихся в овладении сложной профессии слесаря КИПиА требует от мастера двух видов деятельности: собственно профессиональной и педагогической.
Признаком педагогического мастерства мастера является умение эффективно провести обучение учащихся в соответствии с программой и отведенным временем на изучение темы.
Мастер должен глубоко и всесторонне знать учебный материал по КИПиА, материальную базу и оборудование, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся при овладении ими отдельными умениями и навыками.
Критериями педагогического мастерства [3] мастера являются: качество знаний, умений, навыков, уровень обученности и уровень воспитанности учащихся: способы деятельности мастера, приводящие к положительным результатам обучения и воспитания.
Психологическими критериями педагогического мастерства является высокая степень сформированное у учащихся следующих качеств: устойчивый интерес к профессиональной деятельности, технические способности творческое отношение к труду, прочные и глубокие знания профессии овладение учащимися необходимым комплексом приемов и способов производственной деятельности, умение преодолевать трудности в профессиональной деятельности, интерес к процессу трудовой деятельности.
Функциональными критериями мастерства являются: владение базовой профессией, средствами, формами и методами обучения учащихся основам профессионального мастерства: наличие системы учебно-воспитательной работы с учащимися; высокий уровень сформированное общепедагогических умений; систематический анализ своей деятельности и уроков, состоящих из ошибок и неудач.
Все умения, необходимые мастеру для успешного решения педагогических задач, классифицируются по компонентам деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Гностические умения мастера производственного обучения проявляются в способах анализа и изучения: содержания, средств, форм и методов обучения учащихся; достоинств и недостатков своей деятельности.
Проектировочные и конструктивные умения взаимосвязаны и включают в себя возможность дать развернутый перспективный план изучения материала, курса в целом; дать психолого-педагогический и методический анализ темы курса до ее изучения учащимися; дать развернутый перспективный план изучения материала каждой темы; выбрать рациональную структуру урока и определить его композиционное построение; четко спланировать материал урока; планировать работу учащихся на уроке и свою работу на занятиях.
Отсюда видно, что решение педагогических задач требует от мастера сложной структуры знаний, умений и навыков в областях гностической, организаторской, конструктивной, проектировочной и коммуникативной деятельности.