Разборка и сборка датчиков температуры
На стендах или монтажно-слесарных столах устанавливают датчики: термоэлектрические термометры (термопары) и термометры сопротивления в сборе различных градуировок. К их числу относятся: термопары градуировок ХА, ХК, ПП; термометры сопротивления градуировок ТСМ, ТСП. Количество стендов определяют из расчета один стенд на двух-трех
учащихся.
Для выполнения работ необходим инструмент: пассатижи длиной 150 мм; отвертки длиной 150 мм; лупа 5х, 10х; мост сопротивления типов МВУ49; МО, потенциометр ПП-63.
Сварка горячего спая термоэлектрических термометров (термопар). На рабочих местах (стендах или монтажно-слесарных столах) располагают: две пары разнородных металлических проводников (термоэлектродов), подлежащих сварке «хромель-копель»; «хромель-алюмель» различного сечения (0,1-0,8 мм) и длины (/= 150,200,400мм); сварочную установку (одну для класса); пассатижи длиной 150 мм, лупу 5х, 10х.
На рабочих местах должны находиться: слюдяные платы с насечками; медный провод диаметром 0,1 мм марок ПЭШО, ПЭС, бакелитовый или глифталевый лак; кисточка; мост сопротивлений типов МО, МВУ-49.
На производственном участке устанавливают: лабораторный термостат (диапазон температур 20-200°С); лабораторный термометр (шкала 0-300°С).
Проверка градуировок термопар и термометров сопротивления после их ремонта. На рабочих местах должны находиться: отремонтированные термометры сопротивлений типов ТСМ и ГСП; отремонтированные термопары типов ХА и ХК; потенциометр типа ПП-63; мост образцовый типа МО.
При проведении урока необходимо иметь: лабораторный термостат (диапазон температур 20—800°С); лабораторный милливольтметр с термопарой для контроля температуры (диапазон температуры 20-700° С).
Материально-техническое оснащение уроков:
приборы: мегоомметр типа М 1001 напряжением 500 В для определения сопротивления изоляции датчиков — 1 шт.; комбинированный электроизмерительный прибор (ампервольтомметр) типов Ц-435, Ц-412, Ц-56 — 5 шт.; мост сопротивления типов МО, МВУ-49 — 5 шт.; лабораторный потенциометр типа ПП-63 — 5 шт.
датчики: термометры сопротивления типа ТСМ — 10 шт.; термометры сопротивления типа ТСП — 10 шт.; термопары градуировок типов ХК, ХА и ПП — каждая по 10 шт.
заготовки: термоэлектроды длиной / = 300 -МОО мм и диаметром 0,1—0,8мм; проводники из сплавов: хромель—40шт.; копель — 20шт., алюмель — 20 шт.; медный провод типов ПЭШО, ПЭС диаметром 0,1 мм; изоляционные слюдяные платы — 20 шт.; защитные слюдяные платы — 40шт.; бакелитовый (глифталевый) лак — 0,2 кг.
На группу необходимо иметь один термостат с контролем температуры в пределах 20-800° С.
Учебно-техническая документация и дидактические материалы. Для повышения продуктивности учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся мастер должен тщательно проанализировать изучаемую тему и подготовить следующую документацию и дидактические материалы: таблицу сравнения входных и выходных сигналов термопар и термометров сопротивления; градуировочные таблицы (плакат) термопар и термометров сопротивления; образцы работ, выполняемых учащимися; приборы и инструменты, используемые при показе трудовых приемов; таблицу типичных ошибок учащихся при изучении темы (см. с. 79); кинофильм «Приборы для контроля температуры», ч. 3.
Мастер проводит практические занятия, руководствуясь материалом учебника.
Вводный инструктаж мастер начинает рассказом о значении измерений температуры объектов и регулировании температуры с помощью датчиков — термометров сопротивлений и термоэлектрических датчиков (термопар).
Мастер объясняет, что при длительном использовании датчиков в зависимости от характера и условий протекания температурных процессов на объектах они подвергаются действию высоких и низких температур (в пределах 200—1600°С), вибрации, агрессивным воздействиям от щелочей и кислот. Эти обстоятельства приводят к внезапному выходу таких датчиков из строя, что также сказывается и на качестве проведения самого процесса контроля или регулирования температуры. Для повышения надежности проведения таких процессов используются как двойные датчики, смонтированные в одном корпусе, так и несколько самостоятельных, установленных в одной точке измерения. При неисправности одного д
атчика с помощью переключателя можно быстро перевести процесс контроля и регулирования температуры на резервный датчик.
Мастер показывает неисправные датчики и проводит классификацию их неисправности по следующим видам:
— обрыв обмотки термометра сопротивления или термопары из-за вибрации на объекте;
— витковое замыкание обмотки термометра сопротивления из-за вибрации на объекте;
— нарушение электрической изоляции датчиков из-за вибрации или повышенной влажности;
— короткое замыкание датчиков вследствие коррозии защитного чехла и попадания агрессивной среды внутрь корпуса.
Далее мастер акцентирует внимание всей группы, что, данные неисправности являются типичными неисправностями данных датчиков и, несмотря на их большое число модификаций (по градуировкам, инерционности, виброустойчивости, агрессивной стойкости), методика их ремонта является общей и инвариантной.
При показе рабочих приемов ремонта мастер руководствуется табл. 13,14.
Во время занятия учащиеся выполняют следующие задания.
1. Составляют алгоритмы операций по разборке датчика и диагностированию его работоспособности (табл. 15).
2. Составляют алгоритм операций ремонта датчиков температуры, т.е. устанавливают последовательность операций при диагностировании неисправности и ремонте датчиков (табл. 16).
В процессе текущего инструктажа учебной группе должны быть заданы вопросы.
Какую величину развивает термоэдс термопары градуировок ХА, ХК, ПП при использовании их в максимальном температурном режиме?
Какое назначение имеет защитная арматура — чехол датчика?
От чего зависит инерционность датчика?
Что такое виброустойчивость датчика?
Какое значение имеют фарфоровые изоляторы в датчике?
Что представляют собой градуировочные таблицы термопар различных градуировок?
Чем измеряется термоэдс термопар?
Какие основные неисправности имеют термопары?
В заключение мастер определяет степень подготовки учащихся по предлагаемым вопросам, вносит свои добавления и корректировки, уточняет ответы учащихся. Затем мастер акцентирует внимание учащихся на видах отказов термопар, их разборке и ремонте.
Мастер также обращает внимание учащихся на то, что как датчик, так и вторичные приборы должны иметь одинаковые градуировки. Например, для подключения к термометру сопротивления градуировки Гр-23 логометр — регистрирующий прибор должен иметь также градуировку Гр-23.
Все рабочие приемы по ремонту датчиков температуры мастер показывает на рабочих датчиках, стендах и заготовках, а также на термоэлектродах, проводах ПЭШО (ПЭС) диаметром 0,1 мм, слюдяных платах.
Особое внимание мастеру необходимо уделить показу и пояснению приемов сварки термоэлектродов термопар и методике намотки термометра сопротивления; показу приема изоляции выводов датчиков с помощью фарфоровых бус.
Данные операции являются наиболее трудоемкими, а правильное их выполнение гарантирует работоспособность датчиков после их ремонта.
Все рабочие приемы, приведенные в табл. 13, 14, мастеру необходимо показывать медленно, повторяя их 2-3 раза, так как все операции являются мелкими. При этом учебную группу целесообразно разделить на две-три подгруппы. Мастер должен показать каждой подгруппе учащихся последовательные рабочие приемы.
В период изучения данной подтемы мастер обязан обратить внимание учащихся на два момента:
1) как термометр сопротивления, так и термопара являются лишь датчиками температуры, поэтому самостоятельно измерять температуру объектов не могут;
2) несмотря на единство назначения данных датчиков, они имеют различный принцип действия и различный выходной сигнал.
Это положение можно продемонстрировать следующей блок-схемой (табл. 17).
В процессе производствен
ного обучения для показа трудовых приемов необходимо соблюдать единые методические требования, изложенные в главах настоящей методики, использовать для показа блок-схемы поверки датчиков, плакаты по их ремонту и кинофильм «Приборы для контроля температуры», ч. 1.
В завершающей стадии показа ремонта датчиков температуры мастеру необходимо на рабочих стендах показать методику использования лабораторных приборов (мостов и потенциометров) для проверки датчиков, а также обратить внимание учащихся на типичные ошибки при пользовании курбелями, переключателями этих приборов при снятии показаний.
В заключение инструктажа мастер должен рассказать о передовых, эффективных методах ремонта датчиков температуры, специальных установках по намотке термометров сопротивления, сварочных и поверочных установках.
Для контроля усвоения материала текущего инструктажа учащимся предлагается ответить на контрольные вопросы темы и воспроизвести показанные мастером приемы.
В какой последовательности производят разборку термопар и термометров сопротивления?
Каким способом производят сварку «рабочего» спая термопары?
Как производят намотку термометра сопротивления?
Как и чем изолируют выводы датчиков?
Каким прибором измеряют сопротивление термометра сопротивления?
Каким прибором определяют термоэдс термопары?
Покажите рабочие приемы сварки термопар.
Покажите рабочие приемы намотки термометра сопротивления.
Покажите приемы работы изоляции выводов датчиков.
Подключите термопару к потенциометру типа ПП-63.
Как измерить термоэдс датчика?
Подключите термометр сопротивления к мосту типов МО, МВУ49.
Покажите, как пользоваться курбелями прибора типов МО, МВУ и снять показания с прибора?
Определите сопротивление изоляции датчиков температуры мегому метром типа М 1001.
Разборку датчиков — термопар и термометров сопротивления цепей образно выполнять в таком порядке: снять крышку, изъять датчик из корпуса, разобрать датчик и снять изоляционные бусы с выводов (в течения 2 часов).
Такие работы целесообразно проводить на стендах или рабочих местах, оборудованных датчиками температуры различных градуировок. Распределение времени уроков:
на тренировочные упражнения по сварке термоэлектродов и образовании «горячего» спая — 2 часа;
на тренировочные упражнения по намотке термометров сопротивления — 2 часа; сушку и «старение» обмотки термометра сопротивления — 2 часа.
При выполнении операции «старение» можно показать только подготовку и начало операции (2 часа), так как полное время процесса «старения» обмотки составляет 6 часов; полная сборка датчиков в защитный корпус, установка изоляционных бус на вывода — 1 час; проверка сопротивления изоляции датчиков — 0,5 часа; проверка датчиков по лабораторным приборам — 3 часа.
Особое внимание необходимо уделить безопасности труда при выполнении упражнений по определению сопротивления изоляции датчиков, так как для этих целей используют мегомметр типа М 1001, генерирующий при вращении ручки генератора напряжения 500 В постоянного тока.
Для повышения продуктивной деятельности учащихся выполнение упражнений целесообразно проводить по следующей методике.
После вводного инструктажа группа приступает к выполнению последовательных операций ремонта датчиков. Работы учащиеся выполняют самостоятельно по двое, руководствуясь инструктажем, демонстрационными плакатами и схемами. В пару целесообразно включить более сильного учащегося, который первым выполняет упражнения, а его напарник при этом наблюдает за работой. Затем работу выполняет напарник, а учащийся, освоивший рабочие приемы, помогает менее опытному товарищу.
В ходе текущего инструктажа мастер (при обходах рабочих мест) дает корректировки и поправки по выполнению рабочих приемов.
При неудовлетворительном качестве выполнения работ отдельными учащимися рабочие группы необходимо перестроить.
В период целевых обходов при изучении подтемы в соответствии с табл. 18 выявляются: проверка правильности приема изъятия датчиков из корпусов и разборки датчиков; проверка приемов подготовки термоэлектродов к сварке «горячего» спая; проверка качеств сварки «горячего» спая термопары, намотки медного термометра сопротивления и сборки термометра сопротивления; правильность измерений рабочих па