Опубликовано: 01, 07, 2013

Ремонт и поверка расходомеров постоянного перепада



Ремонт промышленных расходомеров

Цель занятия — ознакомление учащихся с последовательностью разборки ротаметров, определение неисправностей прибора, формирование практических навыков и приемов при их ремонте.

Основная дидактическая задача — обобщение материала по обучению учащихся правильному и последовательному ремонту ротаметров и определению его работоспособности.

Инструмент и материалы: набор гаечных ключей — 6×8, 8×10, 10×12, 12×14, 14×17 мм- 3 комплекта; разные отвертки -4-6 шт.; пассатижи 4—6 шт.; ротаметры типов РМ, РС-3, РС-ЗА — 10-15 шт.; газовый счетчик типа ГСБ-400 — 3—5 шт.; секундомер — 2—4 шт.; набор надфилей — 2 комплекта.

Методика проведения занятия

Занятие проводится на слесарно-монтажных столах, имеющих подвод сжатого воздуха через редуктор с пределом плавного регулирования давления.
В начале вводного инструктажа мастер объясняет учащимся цель занятия и порядок его выполнения.

В процессе вводной беседы необходимо обратить внимание учащихся на физический принцип действия данного прибора — ротаметра, изложенный в курсе «Спецтехнология КИПиА» по данной теме. У учащихся в ходе обсуждения контрольных вопросов должны создаться следующие четкие представления о ротаметрах.

1. Ротаметры изготовляют грех типов: стеклянные ротаметры, ротаметры с электрическим или пневматическим выходом.
2. Поплавок ротаметров изготовляют из эбонита, дюралюминия или коррозионно-стойкой стали.
3. По типу конструкции поплавок- выполняется цельным или облегченным.
4. При любом положении поплавка перепад давления по обе его стороны остается постоянным, поэтому ротаметры называют расходомерами постоянного перепада давления.
5. Для определения расхода газа или жидкости, проходящих через прибор, необходимо иметь паспортную градуировочную кривую — зависимость расхода газа от числа делений шкалы прибора.

Изучение темы рекомендуется начать с установки (закрепления) ротаметров на монтажные столы и подключения их к источнику регулируемого давления сжатого воздуха. Мастер в процессе вводного инструктажа должен напомнить учащимся о необходимости выверки строгой вертикальности при монтаже прибора.

Под наблюдением мастера учащиеся самостоятельно выполняют следующие действия: подают на прибор давление воздуха, снимают показания с прибора и по заводской градуировке определяют истинный расход.

Мастер показывает учащимся правильный способ снятия показаний с прибора — отсчет делений по шкале необходимо производить относительно верхней кромки поплавка ротаметра.

Затем учащиеся должны изменить положение поплавка за счет регулирования редуктора и произвести по градуировке определение нового расхода воздуха, идущего через прибор.
Мастер производит проверку второго результата измерений, выполненных учащимися, затем приступает ко второй части вводного инструктажа занятия — разборке и ремонту прибора.
Разборку ротаметра учащиеся должны производить в такой последовательности: а) освобождают стяжные шпильки (для больших ротаметров); б) отвинчивают верхний и нижний фланцы; в) освобождают корпус и стеклоротаметра от фланцев и уплотнения; г) извлекают поправок ротаметра.

Затем мастер показывает учащимся на этих деталях основные неисправности данного прибора, приведенные в табл. 30, объясняет и показывает способы их ремонта.
Во время текущего инструктажа мастер непосредственно на рабочих местах проводит с учащимися беседу эвристического характера, задает им контрольные вопросы и убеждается в усвоении основного содержания занятия.

На заключительном этапе занятия мастер должен обратить внимание учащихся на то, что при замене стекла ротаметра и смене типа и материала поплавка необходимо производить тарирование ротаметра, так как после ремонта меняется либо конусность стеклянной трубки, либо масса поплавка (в зависимости от вида ремонта).

Физический смысл тарирования ротаметра — получение зависимости расхода жидкости (или газа), протекающей через прибор, от числа делений его шкалы.

Тарирование прибора производят по воде или воздуху. Ротаметры
типов РС, РМ для малых расходов проверяют по газовым счетчикам типа ГСБ-400. Ротаметры типов РС-5, РС-7, РМ для измерения значительных рас ходов проверяют на специальных установках.

Для проведения тарирования
ротаметра учащиеся самостоятельно на слесарно-монтажных столах собирают последовательную схему, состоящую из отремонтированного ротаметра и образцового газового счетчика Редуцируя давление воздуха установочным вентилем, учащиеся устанавливают поплавок ротаметра в точках 0, 20, 40, 60 и 100 делений шкалы и по секундомеру в течение одной минуты засекают отсчет показаний образцового прибора ГСБ400 в каждой указанной точке шкалы ротаметра. Полученные результаты измерений учащиеся сводят в градуировочную таблицу (форма II).

Рекомендуется следующая организация учебной деятельности учащихся по снятию показаний с прибора: регулирование вентиля и отсчет показаний по ротаметру (0, 20, 40, 60, 80, 100 делений) должны проводить два-три учащихся; запуск и отсчет времени (1 мин) — два учащихся; отсчет расхода по образцовому прибору ГСБ-400 — два-три учащихся.
Затем учащиеся самостоятельно по данным градуировочной таблицы строят градуировку ротаметра (рис. 8).

Для формирования самоконтроля у учащихся мастер обращает их внимание на то, что график функции Q=f(N) должен иметь вид прямой у = кх с постоянным углом наклона.
Наличие рабочих точек, выходящих с данной линии, предполагает неправильно выполненное измерение или «затирание» поплавка. Поэтому необходимо произвести перепроверку прибора в данной точке (точках) и обратить внимание на поплавок, затем перестроить график.

На заключительном инструктаже мастер проверяет практические знания учащихся непосредственно на рабочих операциях разборки, ремонта и градуировки ротаметров. Рекомендуемые вопросы для эвристической беседы.
1. На каком принципе работает ротаметр?
2. Назовите тип ремонтируемого ротаметра и определите его максимальный расход.
3. Как снимается отсчет по прибору?
4. Как и посредством, какого прибора определяется градуировочная характеристика ротаметра?

Мастеру рекомендуется дополнительно информировать учащихся о том, что при использовании ротаметров (оттарированного на воздухе) на другие газы (азот, водород, кислород и т.д.) необходимо на градуировку вносить поправочный коэффициент на плотность газа.

В зависимости от характера причины неисправности ротаметра мастер дает соответствующие рекомендации для ее устранения.

Оставить комментарий