Опубликовано: 06, 06, 2013

Ремонт приборов для измерения кислорода



Ремонт приборов для измерения кислорода

Цель занятия — практическое ознакомление с термомагнитными газоанализаторами типа МН для определения кислорода, приобретение практических навыков по ремонту газовой и электрической схем прибора и его поверки по ПГС.

Наглядные пособия, оборудование, инструмент: термомагнитный газоанализатор типа МН (5130, 5126, 5106 и т.д.) — 2-3 комплекта; баллоны с ПГС (на 2 точки шкалы) — 2 шт.; газобаллонный редуктор — 2 шт.; мост сопротивления образцовый типов МО-5, МВУ-49 — 1 шт.; комбинированный прибор типов Ц-56, Ц-432 и т.д. — 1-2 шт.; пассатижи, отвертки с диэлектрическим покрытием — 3—4 комплекта; электрический паяльник напряжением 36 В, мощностью 10 Вт — 2-3 шт.

При шкалах 40, 60, 80, 100% кислорода вместо ПГС можно использовать воздух (содержание кислорода 21%).



Методика проведения занятия

Практическое изучение устройства и работы термомагнитного газоанализатора типа МН целесообразно проводить с помощью инструкционной карты 3, где даны задания для учащихся. Работая над выполнением письменного инструктирования на занятиях производственного обучения, у учащихся повышаются самостоятельность и активность при изучении данного типа прибора, освоении диагностирования неисправности и рабочих приемов по их устранению, составление алгоритмов ремонтных приемов.

На вводном инструктаже мастер объясняет учебной группе порядок выполнения занятия. Затем выясняет уровень подготовки учащихся к занятию. Учащиеся из курса смежного предмета «Спецтехнология КИПиА» должны знать магнитные свойства кислорода, понятие о термомагнитной конвекции в датчике, конструктивные особенности датчика и его магнитной системы, принцип работы газоанализатора.

Мастер в ходе инструктажа обращает внимание на то, что прибор типа МН используется только для определения концентрации кислорода в газах и газовых смесях, так как магнитные свойства кислорода (магнитная восприимчивость) резко отличаются от всех остальных газов.

Занятие проводится при собранной газовой и электрической схеме газоанализатора «датчик — блок питания — регистрирующий электронный прибор» из расчета один газоанализатор на восемь — десять учащихся.

Методически целесообразно разделить данное фронтальное занятие на два этапа: практические ознакомления с устройством и работой газоанализатора с ремонтными и наладочными работами.

Первый этап занятия проводится мастером в соответствии с заданием инструкционной карты 3. Учащиеся подготавливают письменные ответы, проверяют свои действия путем сравнения с теоретическим курсом спецтехнологии и заводской инструкции на прибор.
Общими критериями подготовки учащихся к теме данного занятия являются правильные ответы на следующие контрольные вопросы:
Каково назначение блока питания?
Какие элементы составляют рабочий мост газоанализатора?
Может ли работать газоанализатор при обрывах плечевых элементов и изменении режимов напряжений?
Какое устройство имеет датчик прибора?

Второй этап занятия посвящен работе мастера с учащимися на стендах, где подключены газоанализаторы типа МН, и выполнению ряда основных заданий:
1) измерению параметров напряжений приемника и сравнению их с паспортными данными;
2) разборке камеры-датчика и измерению электрического сопротивления плечевых элементов;
3) замене плечевых элементов и устранению обрывов схемы;
4) замене резисторов «Нуль» и «Шкала» прибора.
5) проверке прибора после ремонта по ПГС.

Первое задание учащиеся выполняют совместно с мастером, а результаты измерений напряжений сравнивают с прилагаемыми контрольными точками датчика газоанализатора типа ТП-5005.



Второе задание выполняется только при обнаружении обрывов в цепях плечевых элементов рабочего и сравнительного мостов. Разборка приемной камеры-датчика начинается с демонтажа верхней латунной крышки и ее резиновой прокладки. Затем любым комбинированным электроизмерительным прибором (например, омметром) производится проверка электрического сопротивления плечевых элементов. Неисправные плечевые элементы, имеющие короткое замыкание или обрывы, по
длежат замене.

Мастер должен обратить внимание учащихся на способ извлечения неисправных чувствительных элементов, представляющих собой стеклянный капилляр с выплавленной платиновой проволокой. Показывая рабочий прием, мастер легким пошатыванием вверх вынимает элемент из специального держателя с токоподводами, не допуская поломки стеклянного капилляра.

Необходимость замены резисторов «Нуль» и «Шкала» в электроблоке газоанализатора определяется неравномерностью или срывами показаний прибора при регулировании. Номиналы резисторов должны соответствовать данным завода-изготовителя. Все неисправные элементы электрической схемы, подлежащие замене, учащиеся (под руководством мастера) заменяют на новые в соответствии с электрической схемой прибора и таблицей номиналов элементов.

Методика проверки прибора по ПГС после проведения ремонтных работ приведена в учебнике.

Во время заключительного инструктажа мастер задает учащимся контрольные вопросы.
1. Какое значение имеет влияние внешних магнитных полей на работу прибора?
2. Как определить исправность блока питания?
3. В чем заключается поверка прибора по ПГС?
4. Какое значение для прибора имеет расходная характеристика определяемого газа? .
5. Пользуясь материалами учебника [ 2], § 9 гл. XI, составить перечень работ, необходимых для регулирования газоанализатора типа МН.
Ответы учащихся разбирает вся группа. Мастер оценивает их работу, выставляет оценки в дневники.

Занятие соответствует четвертому уровню обученности. Учащиеся овладевают приемами ремонта и регулирования термомагнитных газоанализаторов типа МН, выполняют задания, применяют полученные знания для решения конкретных задач, поставленных мастером.

Оставить комментарий