Опубликовано: 22, 04, 2013

Уровни эффективности обучения



Уровни эффективности обучения

Применительно к производственному обучению результат учебно-производственной деятельности учащихся оценивается по уровням эффективности.

Первый урок характеризуется умением воспроизвести учебную информацию, проанализировать ее сущность и свойства, классифицировать типы приборов и элементы автоматики, их назначение и принцип действия. С этой целью в настоящем пособии разработаны учебные задания, контрольные вопросы и общие критерии усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих данному уровню.

Второй уровень характеризует репродуктивную деятельность учащихся, умение применять усвоенные знания, умения и навыки благодаря овладению общими приемами умственной деятельности. На данном уровне учащиеся обслуживают и контролируют работоспособность средств КИПиА. Умственная и практическая деятельность учащихся осуществляется по образцу, но включает и некоторые элементы творчества, т.е. представляет собой сочетание репродуктивного (воспроизведение) и продуктивного мышления.

Примером производственной задачи на данном (втором) уровне является подключение электрической схемы прибора различного типа (температуры, давления, уровня, расхода, газового анализа и т.п.). В этом случае учащийся должен проанализировать свои действия, знать устройство прибора и датчика, построить план логических действий при подключении датчика и вторичного прибора.

Формированию второго уровня усвоения служат задания, требующие от учащегося применения общих приемов умственной деятельности к анализу учебного материала, но по ранее известным им аналогичным ситуациям.

Третий уровень характеризует продуктивную деятельность в применении знаний и умений и перенос их с помощью усвоенных приемов умственной деятельности в условия учебно-производственных ситуаций, которые учащимся встречаются впервые. Этот уровень деятельности развивается методом проблемного обучения с применением соответствующего комплекса технических средств и характеризует способность учащихся осваивать элементы творчества.

Четвертый уровень предполагает свободный перенос знаний и навыков на решение новых производственных задач, умение четко анализировать ту или иную ситуацию, диагностировать неисправности средств КИПиА и находить оптимальные пути качественного проведения ремонтно-наладочных работ.

Примером решения производственных задач на четвертом уровне является выявление причин неисправности приборов различных видов измерений (температуры, давления, уровня, расхода, газового анализа, автоматических регуляторов), определение путей и способов отыскания и устранения этих неисправностей. В этих условиях учащийся должен знать принцип действия приборов, построить план логических рассуждений, проанализировать их и сделать окончательный вывод по результатам контрольных измерений и проверок.

Мастер должен использовать данные уровни эффективности деятельности учащихся в своей практической деятельности. Они позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому учащемуся при контроле и оценке результатов обучения и служат основой для совершенствования организации процесса практического обучения и управления учебно-производственной деятельности учащихся.

Оставить комментарий