Грузопотоки с картофелем
Новая машина для смесеприготовленияНаибольшее распространение получили схемы послеуборочной обработки картофеля с использованием картофелесортировочных пунктов, располагаемых в специальных крытых помещениях. В этом случае картофель с поля автотранспортом доставляется к этому пункту. Картофель очищается от земли (примесей), подсушивается и сортируется на фракции по крупности.
Отечественная промышленность выпускает достаточный ассортимент оборудования для механизации ПРТС-работ с картофелем. Примером может служить картофелесортировочный пункт КСП-15Б для отделения убранного картофеля от примесей с последующим сортированием клубней на три фракции и подачи его в тару. Оборудование пункта может приводиться в действие от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания или вала отбора мощностей трактора. Его можно использовать для работы у буртов в поле, на приемно-сдаточных пунктах и в картофелехранилищах. Производительность КСП-15Б 13-15 т/ч.
Картофель после соответствующей подработки можно хранить навалом или в контейнерах. При доставке картофеля в хранилище автотранспортом для хранения контейнерным способом на грузопотоке поступления продукции может быть использована схема механизации Минской плодоовощной базы, приведенная на рис. 2.14. В состав комплекса необходимо также включить автомобильные весы, автомобилеразгрузчик, конвейер-загрузчик ТЗК-30, загрузочный бункер для загрузки контейнеров и электропогрузчик. Производительность такого комплекса до 200 т/смену.
В случае доставки картофеля железнодорожным транспортом вагоны разгружают вручную через дверной проем, используя различные транспортные средства либо инерционные вагоноразгрузчики.
Картофель на овощную базу поступает автомобильным транспортом в контейнерах (стоечных поддонах), а также может доставляться в мягкой таре и навалом. Картофель, поступающий в контейнерах, разгружают из автомобиля с помощью специального подвесного крана или электропогрузчика, а навалом — с помощью автомобилеразгрузчика (см. рис. 2.14). При поступлении в мешках картофель из кузова автомобиля конвейером подают на специальный стол, где мешки вскрывают и картофель пересыпают в контейнеры. Доставка контейнеров в холодильные камеры, их штабелирование осуществляются электропогрузчиками.
Картофель хранят в контейнерах (стоечных поддонах), техническая характеристика которых приведена в табл. 2.2, при температуре
2..Л °С. Перед реализацией картофель проходит товарную обработку и, при необходимости, фасовку. Принципиальная схема фасовочной линии показана на рис. 2.15.
Доставка фасованной плодоовощной продукции в торговую сеть осуществляется в таре — оборудовании, техническая характеристика которой приведена в табл. 2.3.
Некоторая часть картофеля, обычно некондиционная, во время сезона заготовок доставляется на крахмало-паточные и спиртовые заводы. В этих случаях картофель обычно доставляется автотранспортом и хранится на заводах в больших количествах в буртах на буртовых полях. Из машин картофель выгружают специальными скреперными установками или буртоукладочными агрегатами, а из самосвалов — непосредственно в бурты.
С буртового поля, обычно находящегося вблизи от цеха завода, картофель подают на производство с помощью гидротранспорта.
Картофель с буртов по желобу гидротранспортера подается в соломоловушку. Удаление соломы из соломоловушки происходит за счет перелива поступающей в нее воды вместе с всплывшей соломой через одну, заниженную стенку бункера соломоловушки. Далее картофель шнеком подается в камнеловушку, из которой центробежным насосом гидросмесь перемещается в водоотделитель, где происходит отделение картофеля от транспортирующего потока воды. Отделенный поток картофеля направляется на производство, а вода — в сборник вторичной воды.