Опубликовано: 10, 05, 2013

Элеватор



Элеватор

Элеватор — это механизированный силосный склад, оснащенный стационарной механизацией для подъема и перемещения зерна и представляющий самостоятельную производственную единицу. В буквальном смысле элеватор означает подъемник. Поэтому свое название элеватор (механизированный силосный склад) получил от его основной транспортной машины — ковшового элеватора (нории). При описании схем механизации элеваторов транспортную машину — ковшовый элеватор мы также будем называть норией.
Как сооружение элеватор представляет собой комплекс, состоящий из рабочей башни и силосного корпуса, служащий для приемки, обработки, хранения и отпуска зерна различных культур при полной механизации всех работ и автоматизации управления технологическим и транспортным оборудованием с дистанционным контролем хранящегося зерна.

На рис. 2.6 приведена транспортно-технологическая схема однокрылого элеватора. Зерно, доставляемое автотранспортом на элеватор, после определения его качественных показателей и взвешивания на


автомобильных весах разгружают с помощью автомобилеразгрузчика в бункер (завальную яму). Далее оно ленточным конвейером подается на сепаратор, где подвергается предварительной очистке. С сепаратора зерно поступает в башмак нории (ковшового элеватора), а затем через выпускной патрубок на распределительное устройство, которое в зависимости от качества направляет его в один из накопительных силосов для формирования крупных однородных партий. Дальнейший путь сформированных партий осуществляется через подсилосный ленточный конвейер, норию, установленную в рабочей башне элеватора, и ковшовые весы. Далее влажное зерно направляется в сушилку, а затем на повторную очистку на сепараторах и триерах, установленных в рабочей башне. Сухое зерно, минуя зерносушилку, подвергается повторной очистке. Обработанное таким образом зерно норией поднимается вверх и, пройдя повторное взвешивание, надсилосным ленточным конвейером перемещается в один из силосов для длительного хранения.

Все силосы оснащены датчиками уровня зерна, приборами измерения температуры зерна и ее дистанционного контроля. Сигналы от приборов поступают на пульт управления, на котором также расположены кнопки дистанционного пуска и остановки электродвигателей механизмов перемещения поворотных труб и задвижек самотеков. Такая централизация позволяет оперативно организовать и провести все операции с зерном, начиная с приемки до отгрузки.

В целом элеватор как полностью механизированное зернохранилище, предназначенное для всех видов ПРТС-работ с полной технологической обработкой, можно рассматривать как комплекс, состоящий из следующих устройств и сооружений: рабочей башни с транспортным и технологическим оборудованием; силосного корпуса с транспортным и вспомогательным оборудованием; приемных устройств зерна с автомобильного, железнодорожного и водного транспорта; отпускных устройств на различные виды транспорта; цеха отходов; системы экологического обеспечения.

Все операции, связанные с перемещением зерна на элеваторе, обычно производятся с использованием норий, поэтому число одновременно осуществляемых перемещений не может превышать число норий элеватора.

Для каждой операции характерна определенная последовательность перемещения зерна через емкости и оборудование, т. е. путь перемещения, называемый маршрутом, который во многом зависит от принципиальной схемы элеватора. На основе принципиальной схемы строят рабочую схему движения зерна, которая обеспечивает связь всех силосов, бункеров, различного оборудования и устройств. Эта схема должна включать на всех этапах, кроме самой операции, количественный и качественный учет, т. е. в нее должно быть включено следующее оборудование: весы, сепараторы, сушилки.

Одноименные машины на элеваторе нумеруют или присваивают им специальные обозначения.

Конструктивно рабочие помещения (башни) и силосные корпуса элеваторов выполняют монолитными либо сборными железобетонными. Размеры рабочего помещения в плане определяются количеством и размерами размещаемого в нем транспортного и технологического оборудования. Размеры силосного корпуса определяются его грузовместимостью. Используют силосы круглого (Обм)и прямоугольного сечения (3,0 х3,0 м). Высота силоса 30 м.

Наибольшее распространение для хранения зерна получили металлические силосы большого диаметра. Этому способствуют достаточно высокие технико-экономические показатели зернохранилищ, состоящих из таких силосов.

Значительное влияние на технико-экономические показатели элеватора и организацию производства ПРТС-работ оказывают прием-но-отпускные устройства элеватора.
Успешное выполнение приемки зерна с автомобильного транспорта зависит от состава, количества и производительности оборудования приемных устройств и соответствия их характеристикам разгружаемого автомобильного транспорта. С ростом разновидностей и грузоподъемности автомобильного транспорта, доставляющего зерно на элеваторы, стали широко внедрять автомобилеразгрузчики различной грузоподъемности.

Как показывает опыт, современное приемное устройство должно включать универсальный автомобилеразгрузчик, бункер, конвейер подбункерный, норию и накопительные бункера для формирования партий зерна.

Оставить комментарий