Методика определения основных показателей ПРТС-работ
Новая машина для смесеприготовленияВ систему обслуживания (СО) ПРТС-работ всегда входят три компонента: поставщик (грузоотправитель), транспортная организация и потребитель (грузополучатель). В зависимости от обслуживаемых грузопотоков СО может быть реализована в трех вариантах: во-первых, внутри одного предприятия, если обслуживаются внутрицеховые или межцеховые перевозки; во-вторых, на перевозках грузов между различными системами (например, между предприятиями агропрома и торговыми организациями), расположенными в одном городе, которые выполняются, как правило, внешним автомобильным транспортом; в-третьих, межотраслевые, обеспечивающие межобластные перевозки и в отдаленные районы страны, которые выполняют смешанным (автомобильно-дорожным, железнодорожным и водным) транспортом.
Для объективной оценки эффективности СО ПРТС-работ необходимо было бы пользоваться комплексными показателями, которые
характеризуют эффективность обслуживания во всей системе. Таким показателем являются приведенные затраты (руб/год)
где ? — нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат, ? = 1 / [Т]ок; для перерабатывающих предприятий принимают ? = 0,15, а для заготовительных — 0,12; здесь [Т]ок — нормативный срок окупаемости капитальных затрат; К — капитальные (единовременные) затраты по всему комплексу, руб.; Э — ежегодные эксплуатационные затраты по всему комплексу, руб/год; при этом стоимость по договорам услуг внешних транспортных организаций определяют по прейскурантам этих организаций.
Методика определения капитальных и эксплуатационных затрат приведена ниже *.
Для сравнения вариантов, рассчитанных на обслуживание различных по величине грузопотоков, определяют удельные приведенные затраты (руб/т), относимые к единице расчетного годового грузопотока:
где Qг — годовой грузопоток предприятия (цеха, склада), выпускающего (или потребляющего) грузы, перемещаемые в данной СО (нетто), т/ч.
Однако такой метод может применяться только в СО внутри одного предприятия. В случае включения в систему перевозок внутри города (и области) внешним автотранспортом удельные приведенные затраты определяют раздельно у поставщика и потребителей, а затраты транспортной организации (руб/т) учитывают по официальной стоимости перевозок. Тогда
где аавт = a0 L; здесь а0 — стоимость перевозки тонно-километра груза, руб/ткм; а0 — определяют по тарифным ставкам; L — средняя дальность перевозок груза внешним автотранспортом, км.
При определении размера платы за перевозку груза или за пользование грузовыми автомобилями по повременному тарифу необходимо учитывать, что:
неполные полкилометра не оплачиваются, а полкилометра и более оплачиваются как целый километр;
общее время пользования грузовым автомобилем, оплачиваемое по повременным тарифам, округляется с точностью 0,5 ч; время менее 0,5 ч считается за 0,5 ч, а более 0,5 ч — за полный час; минимально оплачиваемым расстоянием является 1 км, а минимально оплачиваемым временем -2 ч;
При перевозках мелких отправок в городском и пригородном сообщениях плата за перевозку отправками массой до 0,5 т взимается за фактическую массу, но не менее чем за 0,3 т, а за перевозку грузов отправками массой свыше 0,5 т до 1,0 т взимается за фактическую массу, но не менее чем за 0,75 т.
где ? — средневзвешенное значение тарифной ставки (по группам автомобилей), коп.; Gа — средневзвешенное значение расчетной грузовместимости автомобиля, т.
Если в общей системе перевозок участвуют также другие виды внешнего транспорта (железнодорожного и водного), то общие удельные приведенные затраты (руб /т) определяют по выражению
где aж.-д и авод — стоимость перевозок 1 т груза соответственно железнодорожным и водным транспортом, руб/т; аж.-д и авод зависят от дальности перевозок и определяются по тарифным ставкам.
Кроме основного показателя — удельных приведенных затрат -часто используют показатель удельных трудовых затрат, который, как правило, не противоречит основному (удельным приведенным затратам) и позволяет достаточно объективно оценить эффективность системы, особенно до тех пор, пока чисто стоимостные показатели не имеют достаточно надежной базы из-за резко изменяющихся во времени единичных стоимостей основных фондов и оборотных средств.
Удельные трудовые затраты (чел.-ч/т) определить легко, если известна численность работающих на ПРТС-работах в данной СО:
здесь m — число категорий работающих, выполняющих различные по характеру работы (рабочие, грузчики, водители машин, операторы и др.); ni — число рабочих в каждой группе, чел.; Фi-нормативный годовой фонд одного рабочего по категориям, ч/год; при 18-дневном отпуске Фi = 1853 ч, при 24-дневном Фi = 1810 ч; Qг — годовой грузопоток цеха, склада, предприятия, т/год (нетто).
Целесообразно определить t раздельно для категорий рабочих, занятых на ручных работах, и рабочих-механизаторов.