Опубликовано: 31, 05, 2013

Полочные и люлечные элеваторы



Новая машина для смесеприготовленияПолочные и люлечные элеваторы (конвейеры) применяют для вертикального транспортирования штучных и тарно-штучных грузов.

Полочные элеваторы (рис. 5.36, а) бывают вертикальные и наклонные. Грузонесущий элемент полочных элеваторов — полки-захваты выполняются в виде кронштейнов с изогнутой или плоской формой опорной части в зависимости от конфигурации груза.
Полки-захваты к цепям крепятся жестко. Загрузка и разгрузка полок производятся автоматически или вручную. Разгружают обычно в верхней точке нисходящей ветви; возможна разгрузка и на восходящей ветви путем отклонения полки при помощи дополнительных отклоняющих звездочек.

В люлечном элеваторе (рис. 5.36, б) грузонесущим элементом являются люльки, которые к цепям крепятся шарнирно. Такое крепление позволяет цепям беспрепятственно огибать звездочки. По числу тяговых цепей люлечные элеваторы бывают двухцепные и одноцеп-ные; у последних люльки расположены консольно. Люлечные элеваторы выпускаются грузоподъемностью от 10 (модель ВПК-2) до 100 кг (модель ВПК-5) при скорости подъема 0,25 и 0,16 м/с соответственно.


Для устранения раскачивания грузонесущего элемента элеваторы снабжены направляющими шинами. Для автоматической загрузки и разгрузки люлек применяют выдвижные и поворотные колосниковые и роликовые столы.

Тяговым элементом полочных и люлечных конвейеров служат пластинчатые втулочные и втулочно-катковые цепи (ГОСТ 588).

Натяжное устройство элеваторов — винтового или пружинно-винтового типа.
Привод в полочных и люлечных элеваторах, как правило, редук-торный с предохранительным устройством (тормоз или останов) для предотвращения движения ходовой части в обратную сторону.

Для вертикального транспортирования крупногабаритных грузов применяют четырехцепные полочные элеваторы. Четырехцепной элеватор (рис. 5.36, в) состоит из двух наружных пластинчатых, бесконечно замкнутых и двух внутренних цепей. Цепи приводятся в движение синхронно.

Полки, имеющие вид четырехугольных платформ, двумя передними углами прикреплены к внутренним цепям, а задними углами — к наружным. Полки состоят из шарнирно сочлененных балок и крепятся к цепям с помощью пальцев, входящих в отверстия втулок пластинчатых цепей. Грузоподъемность одной полки четырехцепного полочного конвейера от 75,0 до 1500 кг, скорость подъема 10…40 м/мин, размеры полок 600 х 800… 1100 х 1200 мм, высота подъема 5…30 м.

Расчет полочных и люлечных конвейеров аналогичен расчету ковшового элеватора. Производительность конвейеров определяют по формуле, причем скорость цепей принимают равной 0,2…0,3 м/с. Максимальное натяжение цепи и мощность привода предварительно находят по формулам. По максимальному усилию выбирают цепь, определяют диаметр звездочки и передаточное отношение. На этом предварительное определение параметров конвейера заканчивают и проводят его проверочный расчет.
При тяговом расчете за исходную точку принимают натяжение цепи в точке набегания на натяжные звездочки. Обычно Fmin = 1,0…2,0 кН.

Максимальное натяжение (Н) цепь испытывает в точке набегания на приводную звездочку:

где Fc6 — натяжение цепи в точке сбегания с натяжной звездочки, Н; WГ — сопротивление движению ходовой части на груженой (восходящей) ветви элеватора:

здесь qц— сила тяжести цепи, Н/м; nц — количество тяговых цепей, шт.; qn — сила тяжести полок (люлек); qn = Gn / а, Н/м; Н1 — протяженность прямолинейного участка трассы элеватора, м; qг — сила тяжести груза, Н/м; H — высота подъема груза, м;

Wдоп — дополнительное сопротивление, возникающее в вертикальных направляющих шинах полочных и одноцепных люлечных элеваторов вследствие консольного расположения полок (люлек):

для двухцепного элеватора

для одноцепного

где Gn — нагрузка от одной полки (люльки) с грузом, кг; l— расстояние от центра тяжести груза до цепи, м; w — коэффициент сопротивления движению цепи по направляющим; для цепей без катков w = 0,15…0,20, для цепей с ходовыми катками ;hп(л) — расстояние между точками крепления полки (или люльки) к цепи, м.

Сила дополнительного сопротивления может быть как на груженой, так и на холостой ветви элеватора.

Оставить комментарий