Формирование умений и навыков
Анализ труда слесаря КИПиА показывает, что подготовка и проведение ремонтно-наладочного процесса предусматривает планирование трудовой деятельности: организации рабочего места, оптимального выбора необходимых схем, таблиц, поверочных приборов и оборудования, способов осуществления трудовой деятельности.
Освоение способов осуществления ремонтно-наладочных работ по КИПиА включает овладение умениями и навыками: эксплуатации средств контроля и автоматики, проведения диагностики неисправности, проведения ремонтных и наладочных операций, проверки и оценки работоспособности прибора, проверки метрологических характеристик отремонтированных приборов и аппаратуры.
В связи с этим содержание трудовых функций требует формирования у учащихся умений и навыков рационального осуществления всех указанных приемов контроля, измерений, диагностирования и ремонта. Умения и навыки, необходимые для освоения каждой из сторон производственной деятельности, составляют основное содержание программы производственного обучения.
Необходимые умения и навыки, соответствующие деятельности квалифицированного слесаря КИПиА, должны носить обобщенный характер, т.е. применяться при выполнении комплексных задач в производственной деятельности. Поэтому их надо формировать так, чтобы они были мобильными, гибкими и легко варьировались, т.е. при производственном обучении особую значимость приобретают приемы большой степени обобщенности, обеспечивающие высокий уровень овладения учащимися операциями логического мышления — анализом, синтезом, сравнением, классификацией и тд. Классифицируя трудовые умения и навыки, необходимо выделить общепроизводственные, инвариантные и специальные умения и навыки.
Общепроизводственные умения и навыки включают в себя: планирование и организацию труда, осуществление единого подхода к ремонтно-наладочным работам в приборах и элементах автоматики.
Инвариантные навыки остаются всегда постоянными при перемене видов труда.
Специальные умения и навыки имеют узкое назначение. К ним относятся операционно-технические и исполнительские.
Общепроизводственные умения и навыки, формируемые непосредственно в процессе овладения учащимися профессиональными формами труда, имеют большое общетрудовое, политехническое и воспитательное значение. Они также способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, творческому и ответственному отношению к труду. Основными компонентами общепроизводственных умений и навыков являются теоретические и практические знания, которые применяются в производственной практической деятельности.
С точки зрения психологической характеристики трудовые навыки по содержанию подразделяются на сенсорные, двигательные (моторные), умственные (интеллектуальные) и их различные сочетания: сенсорно-двигательные, умственно-двигательные, комплексные.
Сенсорные навыки сводятся в основном к контролю за работой технологического оборудования, приборов и автоматики, а также за собственными действиями. Эти навыки для слесарей КИПиА различны по сложности, их порой трудно отличить от двигательных и интеллектуальных компонентов. Интеллектуальные компоненты раскрываются как форма мыслительной деятельности в данной профессии.
Умственные навыки формируются при ведущей роли второй сигнальной системы. Ведущим компонентом навыков является интеллектуальная сторона труда слесаря КИПиА, так как он производит диагностирование и поиск неисправности, ремонт и наладку приборов и элементов автоматики с помощью постоянной умственной переработки и анализа информации и соответственного применения трудовых действий, основанных на комплексе навыков.