Калориметрический стенда для испытаний холодильных агрегатов
Совместное предприятие «Киров-Шкода»Для определения показателей качества отремонтированных компрессоров бытовых холодильников и морозильников используют стенд (рис. 8.17), позволяющий проводить испытания серийной модели любой системы охлаждения.
Стенд включает в себя хладоновый компрессор с головками всасывания и нагнетания; замкнутый хладоновый контур, в который включены калориметр со змеевиком, испарителем и электронагревателем, конденсатор, ресивер жидкого хладагента, форконденсатор, соединенный на входе с нагнетательным патрубком компрессора и имеющий на выходе три разветвления, одна линия которого подключена к хладоновому контуру перед конденсатором, две другие — к системе охлаждения масла и к системе охлаждения головок компрессора. В хладоновый контур перед испарителем установлен фильтр-осушитель.
Стенд работает следующим образом. Компрессор 1, установленный в теплоизолированной камере 2, нагнетает хладон в дополнительный конденсатор 3. Отсюда сжиженный хладон поступает в герметичный кожух 4, установленный в зависимости от исследуемой системы охлаждения на головке цилиндра или в змеевике маслоохладителя 15, который находится в масляной ванне компрессора.
При этом жидкий хладон испаряется и подается в основной конденсатор 5 стенда, откуда жидкость стекает в ресивер 8. На пути движения жидкого хладона в калориметр установлены приборы для определения концентрации холодильного масла 9 и фильтр-осушитель 12 для очистки и обезвоживания хладона. Постоянное давление кипения Р0 в испарителе 11, встроенном в калориметр 13, устанавливается и поддерживается с помощью автоматического регулирующего вентиля 10.
Рис. 8.17. Принципиальная схема калориметрического стенда для испытаний холодильных агрегатов:
1 — компрессор; 2 — теплоизолированная камера; 3 — дополнительный конденсатор; 4 — герметичный кожух; 5 — основной конденсатор; 6, 7— расходомеры; 8 — ресивер; 9 — прибор для определения концентрации холодильного масла; 10 — регулирующий вентиль; 11 — испаритель; 12 — фильтр-осушитель; 13 — калориметр; 14 — нагреватель; 15 — змеевик маслоохладителя
В качестве автоматического регулирующего вентиля используют модернизированный терморегулирующий вентиль (рис. 8.18). Вентиль состоит из основания 7 с патрубками входным 5 и выходным 6, мембраной 12, клапана 13, капиллярной трубки 8, винта 15, толкателя 10, пластины 7, пружины 2, седла 4. Устройство работает следующим образом.
В регулирующем вентиле жидкость дросселируется от давления конденсации до давления кипения, величина которого регулируется ходом винта, имеющего мелкий шаг резьбы, что обеспечивает более точное регулирование проходного сечения вентиля. При вращении рукоятки винта усилие передается на мембрану.
Перемещение мембраны передается двумя толкателями пластине, в которую вставлен игольчатый клапан. На игольчатый клапан снизу действует пружина, стремящаяся закрыть отверстие в седле. Для сокращения потерь холодопроизводительности в корпусе регулирующего вентиля установлена капиллярная трубка. Установка на выходе регулирующего вентиля постоянного дроссельного устройства в виде капиллярной трубки дает следующие преимущества: после игольчатого клапана можно поддерживать давление в 5…6 раз больше давления испарителя, что позволяет разгрузить его; увеличить площадь проходного сечения и уменьшить тем самым вероятность его засорения и «замерзания». Поскольку перепад давления на игольчатом клапане уменьшается, то после него устанавливаются более высокие положительные температуры холодильного агента, что уменьшает необратимые потери дросселирования и обеспечивает единство и достоверность измерения холодопроизводительности.
Нижняя часть калориметра (см. рис. 8.17) приблизительно до половины смотровых стекол заполнена вторичным хладагентом, в котором установлен электрический нагреватель. В качестве вторичного хладагента используется хладон 12. Мощность, подводимую к нагревателю, регулируют так, чтобы давление вторичного хладона оставалось постоянным. В этом случае количество подведенной ко вторичному хладону теплоты будет равно количеству полученного холода с учетом теплообмена калориме
тра с окружающей средой.
В целях повышения достоверности измерения холодопроизводительности в процессе калориметрирования компрессора полость регулирующего вентиля с испарителем 11 соединяется через капиллярную трубку.
Из испарителя пары хладагента R12 всасываются в кожух компрессора, охлаждая встроенный электродвигатель.
Для установления и поддержания требуемого давления конденсации в дополнительном и основном конденсаторах служит водяная система, состоящая из сосуда с постоянным уровнем, ротаметров и грелки.