Методы и организационные формы обучения
Совместное предприятие «Киров-Шкода»Использование научных методов познания в учебном процессе приводит к выработке познавательных процедур описания, объяснения и преобразования, основанных соответственно на репродуктивной, репродуктивно-творческой и творческой деятельности учащихся.
Мастер должен учитывать, что педагогическое руководство развитием познавательной деятельности учащихся (ПДУ) должно строиться с учетом преемственности и усложнения видов занятий, т.е. перехода от репродуктивного к репродуктивно-творческому, а затем к творческому уровню.
В связи с этим в настоящей методике широко используются различные методы и организационные формы обучения: программированное и проблемное обучение, организация познания на основе межпредметных знаний, индивидуально-дифференцированное и коллективно-групповое обучение. В данной системе выдержаны линии усложнения: по содержанию, способам деятельности и степени самостоятельности.
Разработанный комплекс познавательно-воспитательных задач позволяет достигнуть нового уровня в обучении «мастер — учебник — учащийся» (развить у учащегося активность и заинтересованность).
Для проверки мастером эффективности сочетаний видов самостоятельных работ и привития умений и навыков у учащихся определены три уровня качества знаний и умений: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень характеризуется способностью учащихся к многостороннему анализу заданий и умение выполнять их на продуктивно-творческом уровне; умением выделить существенные признаки теории предмета КИПиА; умением находить закономерные связи при диагностировании неисправностей и ремонте приборов; свободно использовать свои знания при решении учебно-познавательных задач по специальному предмету; повышенным интересом к самостоятельной работе.
Признаки среднего уровня — способность к анализу предметных знаний и умение выполнять их на репродуктивном уровне, способность к свертыванию информации по КИПиА; умение выделить существенные признаки теории предмета КИПиА и необходимые связи при диагностировании неисправностей и ремонте приборов; проявление интереса к самостоятельной работе.
Для низкого уровня качества знаний и умений характерно отсутствие четкого разграничения существенных и второстепенных признаков теории и ремонта приборов КИПиА, неумение четко сформулировать определенные понятия; слабо выраженное умение оперировать предметными и межпредметными знаниями при решении учебно-познавательных задач и диагностировании работоспособности приборов; неразвитая способность к мыслительным операциям; пассивное отношение к самостоятельной работе.
Мастер должен учитывать, что профессиональные знания по КИПиА являются сложными, опирающимися на физические явления, механику, электротехнику, электронику, автоматику и межпредметные связи. Поэтому важно на уроках производственного обучения создать творческую обстановку, поощрять ответы и правильные действия слабых учеников, специально создавать ситуации успеха при их опросе, привлекать таких учащихся в качестве помощников к показу приемов работы с приборами, к беседе в ходе обсуждения проблемных задач.
Такая обстановка на уроках исключает, «запугивание» слабых учащихся сложностью специальной дисциплины по КИПиА и его производственного обучения; у учащихся появляется интерес к специальному предмету и урокам производственного обучения, повышается успеваемость учебной группы за счет дифференцированного подхода к каждому учащемуся, возрастает познавательная активность учащихся.