Опубликовано: 25, 06, 2013

Пагубное влияние влаги на холодильные установки



Совместное предприятие «Киров-Шкода»Главным источником образования большинства примесей и загрязнений рабочей среды является влага. В связи с этим по требованиям современной технологии сборки герметичных агрегатов в процессе изготовления или ремонта концентрация влаги во внутренней системе не должна превышать 10 * 10-4 мас.% рабочей среды. Это обеспечивается требованиями ГОСТ 5546 — 86 и ГОСТ 19212 — 87 к влажности хладона и масла перед заправкой, а также к воздуху или азоту, которыми осушаются элементы герметичной системы. Так, точка росы воздуха должна соответствовать -55 °С, влажность масла должна быть не более 5 * 10-4 мас.%, влажность хладона — не более 6 * 10-4 мас.%. Однако соблюдение этих требований не исключает наличия влаги в герметичной системе.

Влага может находиться в составе воздуха, оставшегося после вакуумирования, выделяться из флюса и припоя, используемых в процессе сборки, и из элементов, составляющих холодильный агрегат, особенно из электроизоляционных обмоток встроенного электродвигателя хладонового компрессора. На рис. 2.2 показана зависимость выделения влаги из обмоток встроенного электродвигателя в рабочую среду от времени эксплуатации. Концентрация влаги в рабочей среде измеряется в миллионных долях.

Компрессора промышленные холодильные установки


Образование влаги во время работы холодильной машины возможно также вследствие химических реакций, протекающих между компонентами рабочей среды. Влага образуется при распаде гидропероксида, являющегося промежуточным продуктом окисления холодильных масел и гидролиза хладагента R22. Образовавшиеся скопления влаги реагируют с компонентами рабочей среды и деталями холодильного агрегата.

Вода вступает во взаимодействие с хладагентом R12, образуя соляную кислоту. Аналогичный результат получается при гидролизе хладагента R22, который может присутствовать в системе в результате взаимодействия смазочного масла и хладагента R12.

Интенсивность протекания химических реакций увеличивается с повышением температуры при каталитическом действии металлических деталей холодильного агрегата.

Однако влага вызывает окисление медных трубопроводов, алюминиевых испарителей, стальных деталей хладонового компрессора.

При выходе из дроссельного устройства вследствие испарения хладагента и понижения температуры вода выделяется в виде льда, который закупоривает проходное сечение капиллярной трубки. Поступление хладагента в испаритель прекращается, и весь хладагент скапливается в конденсаторе. Это может привести к перегрузке компрессора, поломке нагнетательных клапанов. Этот эффект наблюдается при наличии влаги в герметичной системе агрегата в количестве 50… 100 мг.

Таким образом, наличие влаги в герметичной системе, даже в минимальных количествах, приводит к образованию соляной и фтористой кислот, оксида и диоксида углерода, которые существенно влияют на работоспособность холодильной машины.

Так, концентрация соляной кислоты более 1 г/кг смазочного масла ХФ-12-18(16) вызывает дестабилизацию комплекса меди. В результате происходит отложение меди на стальных трибосопряжениях деталей хладонового компрессора, а железо путем электрохимического обмена переходит в масляно-хладоновую смесь.

Соляная и фтористая кислоты вызывают ускоренное старение лаковой изоляции обмоток статора встроенного электродвигателя, причем изменение свойств и структуры лаковой изоляции сопровождается выделением в рабочую среду следующих экстрагируемых веществ: ила, лака, смолы, твердых смоляных частиц. Соляная кислота, взаимодействуя с внутренними поверхностями элементов агрегатов, разрушает их, образуя соли металлов (хлорид железа, хлорид алюминия и др.).

Оставить комментарий