Показатели износа
Применение керметов при обработке сталиОсновной количественной мерой износа является линейный износ, определяемый по уменьшению размера по нормам к поверхности трения.
Вспомогательными критериями оценки износа являются:
• объемный износ, определяемый по уменьшению объема;
• весовой износ, определяемый по уменьшению веса.
Весовой износ пересчитывается в линейный по формуле:
где Q — весовой износ, г; S — площадь поверхности трения, см2; у — удельный вес материала, г/см3.
Сущность методов испытаний на изнашивание состоит в том, что производят трение испытуемого образца и эталонного и полученные результаты сравнивают.
При проведении сравнительных испытаний основной характеристикой является относительный износ — отношение износа испытуемой детали из данного материала к износу при одних и тех же внешних условиях трения детали из материала, принятого за основу при сравнении.
В любом случае износ является функцией времени, т. е. изменяется с течением времени, и для его количественной характеристики служит показатель скорость изнашивания:
т. е. отношение величины износа детали ко времени, в течение которого происходит изнашивание.
Основной характеристикой трения двух соприкасающихся тел является коэффициент трения:
где F — сила сопротивления перемещению; Р — сила, сжимающая тела в перпендикулярном к поверхности трения направлении.
Этапы проведения испытаний.
Испытание на изнашивание, при котором определяется износ деталей в определенных условиях трения, проводится в три этапа:
1-й этап — лабораторные испытания. Испытания проводятся на специальных образцах, изготовленных из материала конкретных деталей. Исследуется влияние различных факторов — скорости, нагрузки, температуры окружающей среды и др. — на износостойкость деталей-образцов. На этом этапе происходит отработка режимов упрочнения, выбор материала пар трения.
2-й этап — стендовые испытания. Проводятся на специальных стендах; это ускоренные испытания. Осуществляется оценка влияния конструктивных особенностей деталей на износостойкость узла трения.
3-й этап — натурные промышленные испытания. Определение эксплуатационных характеристик узла трения, в том числе надежности и долговечности в реальных условиях.