Притирка зубчатых колес
Применяется для окончательной обработки главным образом закаленных колес. Повышает точность и класс шероховатости поверхности до Ra = 0,16-0,05 мкм.
В процессе обработки обрабатываемое колесо вращается в обе стороны в контакте с чугунным притиром — шестерней и имеет осевое возвратно-поступательное движение. На поверхность зубьев подается паста или абразивная суспензия.
Данный вид обработки производится на специальных зубопритирочных станках. Станки изготавливают с параллельными или со скрещивающимися осями притиров.
Приработка осуществляется при взаимном обкатывании двух рабочих колес с подачей суспензии. Затем детали промываются и идут на сборку в паре (комплекте).
Контроль зубчатых колес. К точности изготовления зубчатых колес предъявляются высокие требования, так как они являются ответственными деталями сложных и ответственных узлов и агрегатов.
Точность зубчатого зацепления определяется в основном величиной суммарной ошибки, определяемой правильностью геометрической формы начальной окружности и ее концентричностью с осью вращения зубчатого колеса. Суммарная ошибка измеряется в направлении радиуса начальной окружности.
Измерение суммарной ошибки производится специальным прибором (для комплексной проверки).
Измеряемое колесо проверяется в зацеплении с эталонным (можно также проверять зацепление двух рабочих колес).
Поэлементный контроль точности зубчатого зацепления предусматривает проверку следующих параметров:
1) равномерность шага зубьев (зубомер);
2) размер толщины зуба (толщиномер);
3) правильность рабочего профиля зуба (эвольвентомер);
4) параллельность зубообразующей начального цилиндра зубчатого колеса;
5) размер пятна контакта;
6) степень шума.