Проблемы российского судостроения
Судостроительная промышленность России обладает огромным опытом разработки и производства судов всех видов и предназначений. Но несмотря на это, сегодня имеет множество проблем с выходом своей продукции на мировой рынок.
Характерная особенность судостроения — высокая науко- и капиталоемкость ее продукции, длительность разработки и производства. Также существенной проблемой является закупка очень многих комплектующих за рубежом.
Эти проблемы присутствуют как при строительстве мощнейших ледоколов, так и речных прогулочных теплоходов. И если создание первых даже звучит глобально, то что сложного в производстве небольших круизных кораблей для такой огромной страны, как Россия? Там же не обязательно делать французский потолок и ставить итальянскую сантехнику. Да и зачем импортная продукция, когда надо поднимать отечественную экономику.
Ведь судостроение в своей продукции содержит достижения множества смежных промышленных отраслей — от металлургии и электроники до текстильной и лакокрасочной. Оно стимулирует их развитие, требуя достижения современного научно-технического уровня. С одной стороны, судостроение — это показатель уровня развития экономики страны, а с другой — ее стимулирующее звено. При создании 1-го рабочего места в судостроении появляется от 4 до 5 новых работников в смежных отраслях.
Поэтому судостроение во всем мире использует банковские кредиты с последующей выплатой из заработанных во время эксплуатации судна средств. Также, кроме специальной системы кредитования строительства судов, зарубежные правительства часто обеспечивают налоговые льготы и финансовую поддержку своим производителям.