Опубликовано: 07, 06, 2013

Разборка, ремонт и настройка трубчатых манометров



Разборка, ремонт и настройка трубчатых манометров

Цель занятия — ознакомление учащихся с разборкой элементов манометров, определение основных неисправностей, формирование практических навыков и приемов при ремонте трубчатых манометров.

Основная дидактическая задача — формирование особенных умений и навыков при ремонте манометров, обучение учащихся правильному и последовательному ремонту и определению работоспособности прибора.

Инструмент и материалы: гаечный ключ 17×19 мм — 5 шт.; разные отвертки — 10 шт.; разные пинцеты — 5 шт.; часовая отвертка — 5 шт.; специальный съемник для стрелок — 5 шт.; часовая лупа 5х — 3 шт.; пассатижи «утконосы» — 3 шт.; малая газовая горелка — 2 шт.; ацетон, бензин — 200 г; припой ПОС-40, ПОС-60 — 500 г; листовой свинец — 200 г; масло часовое или ВМП — 100 г; образцовый грузопоршневой манометр типов МП-60, МП-600 — 1—2 шт.; образцовые манометры на различные пределы измерений — 4—6 шт.; ремонтируемые манометры — 10-15 шт.; трубчатые пружины на соответствующие давления — 0,1; 0,6; 1; 1,6 МПа — 10— 12шт.

Методика проведения занятия

Занятие рекомендуется проводить на слесарно-монтажные столах, оборудованных манометрами и имеющих подвод сжатого воздуха под давлением 0,2-0,6 МПа через редуктор с пределом плавного регулирования давления.

На вводном инструктаже мастер объясняет цель занятия и порядок его выполнения. Вначале учащиеся отвечают на вопросы мастера, связанные с физическими основами измерений давления, понятиями о давлении и разрежении, принципом действия приборов данной группы, их классификации и назначении.

Изучение устройства и взаимодействия основных элементов манометра целесообразно проводить в такой последовательности.

Учащиеся (под руководством мастера) на основании алгоритмического предписания разбирают корпус манометра: отвинчивают винты ободка крепления стекла; снимают ободок и стекло прибора; специальным съемником производят снятие с оси измерительной стрелки прибора; отвинчивают крепежные винты и снимают шкалу прибора; сзади корпуса отвинчивают винты и снимают корпус прибора.

Затем учащиеся подключают (через накидную гайку) измерительный механизм манометра к источнику сжатого воздуха и редуктором, плавно изменяя давление в пределе шкалы прибора, внимательно рассматривают взаимодействие элементов манометра — трубки 2, сектора 4, поводка 6, трубчатой пружины 5, сравнивают и анализируют работу.

При отсутствии давления сжатого воздуха имитация воздействия давления воздуха на трубчатую пружину производится изменением усилия большого пальца руки на пружину со стороны поводка б манометра.

Как показывает многолетняя практика проведения подобного метода изучения взаимодействия элементов и принципа работы манометра, учащиеся эффективно (за счет наглядности и простоты) осваивают принцип действия манометров.
Дальнейшее изучение темы мастер продолжает показом таблицы основных неисправностей пружинных манометров (табл. 23).



Практическое изучение работы пружинного манометра и организацию «ремонта удобно проводить с помощью инструкционных карт. Письменное инструктирование на занятиях производственного обучения повышает активность и самостоятельность учащихся при практическом ознакомлении с данной темой, освоение способов и приемов определения неисправностей, методов ремонта манометров.

Учащиеся, выполняя задание и пользуясь инструкционной картой 2, должны научиться определять типы манометров, класс точности и пределы измерения прибора, считывать показания прибора, вычерчивать его кинематическую схему, определять типы неисправностей и выбирать необходимые ремонтные операции, составлять алгоритм ремонта измерительной части прибора.

В инструкционной карте 2 указываются тема, цель, объект работы, техническая документация, справочная литература, задания и указания по выполнению заданий. Указания к выполнению заданий раскрывают необходимую последовательность действий учащихся, которая обеспечивает правильное решение поставленных перед ними задач. В графе источник информации учащимся предлагается проверить правильность своих действий, вычерченных схем путем сравнения с инструкциями заводов-изготовителей, схемами и т.д.

Так как вопросы, включенные в инструкционную карту 2, охватывают несколько занятий производственного обучения, то рационально выполнять задания, сформулированные в отдельных картах, последовательно в течение всех последующих занятий по мере практического изучения поставленных задач. Такие карты, заполненные учащимися в процессе производственного обучения, имеют практическую ценность при выполнении квалифицированной работы и сдаче квалификационных экзаменов.



Во время текущего инструктажа учащиеся (под руководством мастера) выполняют рабочие приемы по замене трубчатой пружины.

Мастер должен особо обратить внимание учащихся на следующие вопросы:
1) безопасности труда при работе с газовой горелкой, работающей на пропане или природном газе;
2) обеспечения правильного положения новой пружины при пайке с помощью свинцовых вкладышей или специального приспособления;
3) способе обезжиривания рабочей поверхности пружины кислородных манометров;
4) строгой последовательности рабочих приемов при настройке секторного передаточного механизма;
5) правильности рабочих приемов при устранении погрешности измерений манометра и при поверке манометров на грузопоршневых стендах (манометрах).

Наибольшую трудность у учащихся вызывает освоение способов устранения погрешности измерений манометров, поэтому мастер должен провести более детальный фрагментный показ данных рабочих приемов.

Более удобной и «качественной является регулирование и поверка ремонтируемого манометра на грузопоршневом манометре или прессе.
Учащиеся должны усвоить алгоритм регулирования манометров при различных характерах погрешностей (Дп. 24, 25).

1. Постоянную по величине и знаку погрешность по всей шкале устраняют только перестановкой стрелки прибора на соответствующий угол. Для этого используют следующие рабочие приемы: определяют величину погрешности методом сличения показаний ремонтируемого (поверяемого) и образцового манометров при изменении давления на приборах; специальным съемником снимают измерительную стрелку прибора; устанавливают стрелку в необходимое положение и слегка фиксируют ее положение осторожным постукиванием деревянным молотком через специальную справку по измерительной стрелке; сравнивают погрешность ремонтируемого прибора с образцовым; при соответствии класса точности регулируемого прибора с образцовым окончательно фиксируют стрелку описанным выше способом; при превышении погрешности выше допустимой повторяют указанные операции.

2. Способ устранения пропорционального изменения погрешности измерений манометра при увеличении давления (см. [ 2],рис. 78) приведен в виде алгоритма (см. табл. 24).

В ходе выполнения заданий мастер постоянно корректирует действия учащихся по усвоению мелких и точных операций. Учащиеся должны знать, что при выполнении рабочих приемов регулирования манометров запрещается прилагать значительные физические усилия, которые могут вызвать остаточную деформацию одновитковой трубчатой пружины (датчика давления) , стрелки, трубки, сектора и т.п., что в конечном счете приводит к полной неисправности ремонтируемого прибора.

Выполняя практически задание по ремонту манометров, учащиеся приобретают необходимые производственные умения и навыки, осваивают рабочие приемы.
На заключительном инструктаже мастер анализирует работы учебных групп, особенности выполнения учащимися наиболее трудных операций по регулированию и устранению всех типов погрешностей и использованию ими предложенных алгоритмов.
Оценивая работу каждого учащегося, мастер выставляет им оценки.

Оставить комментарий