Опубликовано: 22, 05, 2013

Ремонт и наладка исполнительных механизмов автоматических систем



Ремонт и наладка исполнительных механизмов автоматических систем

Цель занятия — практическое изучение устройства, ремонта и настройки пневматических и электрических механизмов; формирование производственных умений и навыков при ремонте механизмов.

Наглядные пособия, инструмент: пневмоклапан типа МИМ — 4-5 шт.; электрический исполнительный механизм типов ДР, ПР, КДУ — 4-5 шт.; комбинированный электроизмерительный прибор Ц-56, Ц412, Ц-435 -1-2 шт.; гаечные ключи 8×10, 12×14, 17×19 мм — 2-3 комплекта; тиски (средние) — 3-4 шт.; пассатижи с диэлектрическим покрытием длиной 150 мм — 2-3 шт.; отвертки длиной 250, 150 мм — 3 комплекта.

Методика проведения занятия

Занятие проводится на слесарно-монтажных столах, на которых установлены соответствующие типы исполнительных механизмов.

Мастер (в целях увязки теории и практики) вводный инструктаж .начинает беседой с учащимися по материалу, изученному на уроках спецтехнологии по данной теме. При этом вопросы к учащимся могут быть следующие.

1. Поясните назначение исполнительных механизмов.
2. Какие типы исполнительных механизмов вы знаете?
3. Назовите основные узлы пневмоклапана.
4. Какую конструктивную особенность имеет двухседельчатый пневмоклапан?
5. Какие основные элементы имеют исполнительные механизмы типов ПР.ДР.КДУ?

Путем такой беседы мастер убеждается в наличии знаний у учащихся, при необходимости уточнений и добавлений мастер прибегает к помощи всей группы.

Подводя итог беседы, мастер должен сделать следующее заключение:
1) пневмоклапаны, как правило, работают совместно с пневматическим регулятором, их выходное пневматическое давление изменяет степень открытия (или закрытия) клапана;
2) электрические исполнительные механизмы работают совместно с электрическими регуляторами, выходной сигнал которых осуществляет изменение степени открытия привода;
3) для управления пневмоклапана требуется давление воздуха (команды) в пределах 0,02-0,1 МПа (0,2-1 кгс/см2), поступающего от пневматического регулятора.
На первом этапе занятия учащиеся совместно с мастером на своих стендах подключают пневмоклапан к источнику регулируемого давления (один стенд на три-четыре человека).
При регулировании давления воздуха, поступающего на вход клапана (мембрану) в пределах от 0,02 до 0,1 МПа, учащиеся определяют ход его штока (степень открытия клапана). Они убеждаются в том, что степень открытия клапана зависит от величины давления воздуха, поступающего на его мембрану.
В ходе текущего инструктажа мастер информирует учащихся об основных неисправностях пневмоклапанов: затирании плунжера, увеличении нерегулируемой протечки газа (жидкости) , неисправности хода штока, плохой работе клапана.
Мастер дает учебной группе самостоятельную классную работу по разборке учебного материала, ремонту пневмоклапанов с составлением алгоритма его разборки. Только после обсуждения и корректировки данного алгоритма силами учащихся они (под контролем мастера) приступают к самостоятельной разборке пневмоклапана.

Изучая подтему 5 с учащимися, мастер показывает рабочие приемы ремонта и устранения неисправностей пневмоклапанов (табл. 45). Рабочие приемы по притирке клапана для учащихся являются новыми, поэтому надо показать учащимся последовательность притирки. Сначала корпус клапана закрепляют в тисках. Затем на поверхности «седло — затвор» наносят шлифовальную массу (смесь тонкого помола кварцевого песка с глицерином). Шток удерживается в вертикальном положении с нажатием’ вниз и одновременно вращением с помощью воротка на угол 60-90°. После шести — восьми вращений шток разворачивают на 180° и повторно выполняют притирку. Притирку производят до полного устранения задиров и царапин.



После показа мастером рабочих приемов учащиеся самостоятельно воспроизводят их. Мастер (при целевых обходах рабочих мест) контролирует их действия, указывает недостатки и дает соответствующие установки.

На втором этапе занятия учащиеся осваивают устройство и ремонт электрических исполнительных механизмов (типов ПР, ДР, КДУ). Мастер (на вводном инструктаже) после ответов учащихся на вопросы должен обратить внимание учащихся на то, что любой электрический ис
полнительный механизм имеет три основных узла: электрический двигатель; силовой редуктор; конечные выключатели, разрывающие цепь управления двигателем при полном открытии и закрытии привода (с целью предотвращения поломки узлов редуктора и перегорания обмотки электрического двигателя).

Затем мастер должен ознакомить учащихся с основными неисправностями электрических исполнительных механизмов типов КДУ, МЭО, ПР и ДР (табл. 46).



После этого учащиеся (совместно с мастером) при отключенном напряжении проверяют на стенде (по заводской электрической схеме) правильность подключения привода типов МЭО, МЭОК, КДУ. Убедившись в правильности схемы, мастер подает на привод напряжение и проверяет его работу включением кнопок «Открыть» и «Закрыть».
Все дальнейшие операции по наладке и ремонту механизмов в соответствии с табл. 46 проводятся учащимися только под руководством мастера (при наличии электрической цепи напряжением 220-380 В).

Мастер с учащимися имитирует все неисправности, перечисленные в табл. 46:
1) нарушает положение любого конечного выключателя (КВМ или КВБ) и учащиеся, нажимая соответственную пусковую кнопку «Открыть» или «Закрыть», убеждаются, что цепь управления нарушена, и электрический двигатель, поэтому не включается. После отключения напряжения и проверки его отсутствия в схеме мастер дает учащимся самостоятельно настроить положение конечных выключателей КВМ, КВБ. Учащиеся ручным маховиком перемещают привод до полного закрытия (до упора) и производят настройку его концевого выключателя (до его замыкания); вращая маховик в противоположное направление до упора, настраивают на замыкание противоположный концевой выключатель. При этом за счет подстроечных винтов конечных выключателей необходимо между контактами КВБ и КВМ установить зазор, равный 0,2-0,3 мм (при 0 и 100% шкалы ДУПа);

2) показывает учащимся рабочие приемы, связанные с устранением «срывов» показаний ДУПа:

а) щеточкой, смоченной в бензине или спирте, очищают загрязненный реохорд. При выполнении данной операции необходимо предостеречь учащихся от типичной ошибки — чистки реохорда зернистой шкуркой или надфилем, вследствие чего реохорд становится непригоден к дальнейшей эксплуатации;

б) если подвижный контакт реохорда ДУПа заходит за ограничение реохорда (или сваливается с него), то необходимо настроить положение кулачка тяги указателя привода. Для настройки его положения привод маховика переводится в положение полного открытия (закрытия), «отдаются» стопорные винты кулачка и сам кулачок разворачивается до такого положения, пока движок реохорда не установится в крайнее положение на реохорде. После этого производится фиксация кулачка стопорными винтами;

3) если стрелка ДУПа при полном открытии привода не дошла до 100% шкалы прибора (или зашла за 100%), то необходимо ручкой резистора К1 произвести подстройку — установить стрелку указателя точно на 100% (см. [2], рис. 179). Подстройку нулевого значения показаний ДУПа при полном закрытии привода необходимо произвести резистором К2.

Если стрелка ДУПа идет в обратную сторону, необходимо поменять местами провода на зажимах 5—6 и одновременно переставить перемычку на клеммах Л, Б, В (см. [ 2], рис. 179).
Учащиеся под наблюдением мастера (мастер повторно разлаживает привод) выполняют перечисленные ремонтные и наладочные операции. 152

После тщательного осмотра электрической схемы мастер подает на исполнительный механизм напряжение и учащиеся, оперируя ключом управления, дают команду на привод «Открыть», «Закрыть» и убеждаются в полной работоспособности привода, правильной работе концевых выключателей, точных показаниях ДУПа.

В ходе текущего инструктажа мастер должен информировать учащихся, что некачественное проведение перечисленных выше ремонтных и наладочных работ приводит к поломке привода, неудовлетворительной работе автоматической системы регулирования и браку выпускаемой продукции.

Заключительный инструктаж мастер проводит у стендов пневматических и электрических приводов, проверяя знания учащихся по основным, узловым вопросам темы.

1. Как убедиться и как устранить «затирание» плунжера пневмоклапана?
2. Как проводится операция притирки клапана?
3. В чем причина неисправности и как ее устранить, если ДУП уже имеет показания 100% открытия, а электропривод продо

Оставить комментарий