Опубликовано: 22, 04, 2013

Ремонт и наладка электронных регуляторов



Ремонт и наладка электронных регуляторов

Цель занятия — практическое изучение устройства и регулирования электронного бесконтактного регулятора типа РПИБ, формирование производственных умений и навыков по ремонту регулятора.

Наглядные пособия, приборы, инструмент: электронный регулятор типа РПИБ — 5-6 шт.; цифровой или ламповый вольтметр — 2 шт.; тестер типов Ц-54, Ц-413 — 2-3 шт.; диафильм «Устройство и ремонт приборов КИПиА», ч. 2; в соответствии с электрической схемой электронных регуляторов типа РПИБ или Р-25 резисторы, конденсаторы, транзисторы; электрический паяльник напряжением 36 В, мощностью 10-15 Вт — 4—5 шт.; пассатижи-утконосы длиной 150 мм — 10—12 шт.; пинцет длиной 250 мм — 6—8 шт.; канифоль — 50 г, олово — 50 г.

Методика проведения занятия

Мастер объясняет учащимся цель занятия и порядок выполнения задания.
1. Собрать электрическую схему для проверки работоспособности
электронного блока регулятора типа РПИБ.
2. Проверить балансировку схемы с помощью «Корректора» Кб.
3. Собрать электрическую схему для проверки измерительного блока
регулятора.
4. Определить коэффициент усиления измерительного блока.

В начале занятия мастер проверяет уровень теоретической подготовки учащихся по данной сложной теме (в соответствии с объемом заданной самостоятельной домашней подготовки).
Для более эффективного усвоения учащимися назначения и устройства электронных регуляторов мастер должен представить его блок-схему (табл. 41) и пояснить назначение каждого элемента. Затем мастер предлагает учащимся ряд вопросов: 1. Поясните, где устанавливается и на какие зажимы регулятора подключается датчик температуры (для ответа использовать учебник [2], рис. 169).



2. Какова роль задатчика температуры и на какие зажимы измерительного блока он подключается? (использовать учебник [ 2], рис. 170.)
3. Каково назначение электронного блока и его основные элементы?
4. Чем осуществляется реверсивное управление исполнительным механизмом (ИМ) для его открытия и закрытия?

Все вопросы направлены на развитие творческого подхода учащихся к данной теме, стимулирования активно-познавательного уровня их знаний.
При обсуждении этих вопросов мастер должен добиться высокой активности работы всех учащихся — вопросы должны найти правильно аргументированные ответы непосредственно силами всей группы.

В ходе вводного инструктажа (после успешных ответов учащихся на заданные вопросы) мастер показывает фрагменты диафильма «Устройство и ремонт приборов КИПиА», ч. 2, останавливаясь на устройстве и ремонте электронных регуляторов.

Затем мастер предлагает каждой группе учащихся (три — пять человек) занять место за своим слесарно-монтажным столом, где установлен комплект электронного регулятора РПИБ (Р-25) и, пользуясь учебником [2], с, 191-194 и рис. 169-171, составить алгоритм операций проверки и выполнить самостоятельное задание (табл. 42).

Учащиеся, разобравшись в электрической схеме (см. [2], рис. 169) и составив алгоритм, приступают к сборке электрической схемы. Мастер (после произведенных учащимися подключений и установки необходимых перемычек) проверяет схемы и разрешает старшему в группе подать напряжение на регулятор — включить автомат питания.

Под наблюдением мастера после прогрева схемы (3—4 мин) учащиеся согласно разработанному ими алгоритму плавным вращением потенциометра «Корректор» Кб добиваются балансировки электронного блока — лампы «Больше» (ЛБ) и «Меньше» (ЛМ). При этом «Нечувствительность корректора» должна быть не более 0,8 большего деления его шкалы.

Если блок не балансируется, надо снять соответствующие перемычки 3—4 или 5—6; невыполнение балансировки после этих мероприятий указывает на характерную неисправность электронного блока — требуется сменить двойной триод 777 и повторить балансировку.

Готовясь к выполнению второй части задания (п. 3, 4), учащиеся собирают требуемую схему регулятора и действуют по разработанному ими алгоритму.
1. Подключают на зажимы 21-22 напряжение 220 В.
2. Подключают задатчик на зажимы 28-29-30.
3. Все ручки потенциометров устанавливают на «нуль».
4. Потенциометр «Чувствительность задатчика» К85 устанавливают в положение.
5. Задатчик устанавливают в среднее положение.
Мас
тер (после произведенных учащимися подключений) разрешает старшему в группе подать напряжение на схему.

Под наблюдением мастера учащиеся проводят измерение требуемого напряжения (6 ± 0,5) В на зажимах 31-32, 32-33, 33-35, 37-38, 38-39, 39-36; определяют коэффициент усиления измерительного блока (см’. [2], с. 267). Для этого на «Вход усилителя» (зажимы Д-Е) подключают милливольтметр переменного тока, а на «Выход усилителя» — ламповый или цифровой вольтметр постоянного тока. Земляные выводы вольтметров заземляют.
Ручкой «Корректора» R80 учащиеся подают на вход сигнал Uвх = 50 мВ и на выходе усилителя измеряют усиленное напряжение Uвых.

Соотношение напряжений должно отвечать условию: где Uвых=к Uвх , где к- коэффициент усиления, к = 45/ 60.

В ходе текущего инструктажа мастер должен разобрать с учащимися основные неисправности электронных регуляторов и способы их устранения (табл. 43).



На заключительном инструктаже мастер проверяет качество выполненных работ, правильность и логичность выбранных учащимися алгоритмов по проверке работоспособности основных блоков электронного бесконтактного регулятора типа РПИБ, правильность пользования измерительными приборами и произведенных измерений и выставляет оценки в дневники.

Оставить комментарий