Опубликовано: 08, 05, 2013

Ремонт механических элементов электроизмерительных приборов



Ремонт механических элементов электроизмерительных приборов

Цель занятия — освоить приемы ремонта кернов, подпятников, спиральных пружинок, стрелок; сформировать навыки и умение, необходимые учащимся для выполнения ремонтных операций; научить учащихся вы/ пять основные виды неисправностей механических элементов электроизмерительных приборов, определять их причины и восстанавливать их работоспособность в заданном классе измерения.



Наглядные пособия, инструмент, оборудование: диафильм «Электроизмерительные приборы», ч. 1; таблица основных неисправностей электроизмерительных приборов; стенд или планшет «Неисправность кернов, подпятников, спиральных пружинок, стрелок и противовесов электроизмерительных приборов»; оправки для навивки спиральных пружинок; различные типы ремонтируемых приборов на монтажных столах; шаблон для измерения радиуса закругления керна — один на класс; микроскоп типов МБМ, МИМ и т.п. для определения величины радиуса закругления и класса точности поверхности керна — один на класс; лупа 10х — 5 шт. на всю группу; пинцет — 3—5 шт.; бокорезы — 3—5 шт.; цанга часового станка — 1 шт.; надфили разного профиля — 5—8 шт.; шлифовальные бруски типа «Арканзас» — 1 шт.; полировальник кожаный — 1 шт.; полировочные пасты (типа ГОИ, синтетические алмазы, окись хрома); электропаяльник напряжением 36 В, мощностью 5 Вт — 3 шт.; ножницы (малые) -2шт.

Методика проведения занятия

Вводный инструктаж рекомендуется начать с ознакомления учащихся основным механическим неисправностям приборов данной группы.

Используя стенд или планшет «Неисправность кернов, подпятников, спиральных пружинок, стрелок и противовесов электроизмерительных приборов» и полученные знания учащихся и мастер разбирает с учащимися содержание письменного задания и готовит группу для его выполнения.

Учебной группе для выполнения задания следует освоить ремонтные операции; описать основные неисправности механических элементов электроизмерительных приборов; описать и перечислить инструмент и оборудование, применяемое для производства и ремонта кернов и подпятников.

Затем с помощью контрольных вопросов мастер выясняет подготовленность учащихся к данному занятию. Учащиеся должны знать из курса «Спецтехнология КИПиА» значение трения в приборах.

Трение в опорах увеличивает погрешность измерений, так как равновесие между вращающимся моментом подвижной системы и противодействующим моментом пружин (при работе электроизмерительного прибора) наступает несколько раньше и стрелка прибора не фиксирует истинного положения равновесия.

Основные причины возрастания погрешностей измерения от трения в опорах следующие: неудовлетворительное качество полировки камня и керна; уменьшение противодействующего момента пружин; увеличение массы подвижной системы.

Ремонт и заправка кернов. Учитывая специфику работы — малую демонстрационность и наглядность при предельно малых размерах кернов, мастер доказывает рабочие приемы для группы из двух-трех учащихся, затем повторяет приемы для следующих групп.
Вначале мастер заправляет керн в цанге часового станка и обрабатывает его с помощью полировочных брусков. Затем эти операции повторяют учащиеся. Качество заправки керна по заданному радиусу контролируется микроскопом, установленным на корпусе станка.
Окончательное шлифование поверхности кернов производят кругами из яшмы и алмазов, а полирование — наборными кругами из кожи, фетра или прессшпана.

Учащимся необходимо привести данные о составах полировочных паст и сортах паст ГОИ.
Ремонт спиральных пружинок и стрелок. Особое внимание учащихся мастер должен обратить на операции устранения неисправностей спиральных пружинок, так как сами пружинки, выполненные из фосфористой бронзы, имеют незначительные размеры, упругость и приложение к ним значительных усилий может вызвать остаточную деформацию и дальнейшую непригодность в работе.

Рабочим группам (из двух-трех учащихся) требуется освоить операцию правки незначительных изгибов и скручивания пружинок с помощью двух пинцетов.
Мастер должен показать рабочие приемы правки: один пинцет удерживает пружинку в месте начала деформа
ции, другой — осторожным поворотом вокруг своей оси восстанавливает правильную форму витка пружинки. Аналогичным методом производят и правку стрелок приборов.

Балансировка подвижной системы. Завершающей и самой ответственной операцией при ремонте подвижной системы электроизмерительного прибора является ее правильная балансировка (уравновешивание), позволяющая устранить дополнительную погрешность измерений приборов. Подвижную систему уравновешивают установкой и перемещением грузиков-противовесов на держателях.

Мастер должен продемонстрировать учащимся правильную балансировку подвижной системы, при которой стрелка наклоненного прибора не имеет отклонений от нулевой или другой отметки шкалы.

Окончательную фиксацию правильного положения противовесов учащиеся производят в зависимости от типа прибора припоем, оловом или шеллаком.

Учащиеся выполняют задание под контролем мастера, используя наглядный материал: рисунки учебника [ 2] и имеющиеся плакаты. Мастер следит за правильностью выполнения рабочих приемов и при необходимости оказывает учащимся помощь; обращает внимание всей группы на допущенные типовые ошибки и выявляет их. Учащиеся оформляют записи в дневниках. Мастеру важно внести в работу всей группы элементы взаимного доброжелательства, уважения, взаимопомощи и самоконтроля.

Большое значение в процессе занятий приобретает проверка знаний учащихся; образование обратных проверочных связей «мастер — учащийся». Такие обратные связи могут быть не только одноконтурные — проверка усвоения знаний и навыков по ремонту конкретного узла и механизма, но и многоконтурные — проверка знаний по данной теме из курса «Спец. технология КИПиА», проверка знаний по смежным дисциплинам- «Электротехника с основами промышленной электроники» и «Материаловедение». На заключительном инструктаже мастер должен внимательно проверить выполнение задания и выставить оценки. Необходимо проанализировать выполнение задания, вместе с учащимися разобрать их ошибки и провести индивидуальный опрос по занятию.
Выполненное задание соответствует третьему-четвертому уровням обученное

Оставить комментарий