Опубликовано: 20, 05, 2013

Ремонт влагомеров, солемеров и рН-меров



Ремонт влагомеров, солемеров и рН-меров

Цель занятия — практическое ознакомление с устройством и компоновкой приборов, приобретение практических умений и навыков для ремонта приборов данной группы.

Это занятие проводится фронтально, на различных приборах, установленных и смонтированных на слесарно-монтажных столах из расчета один комплект прибора на шесть — восемь учащихся, образующих учебную группу.

В соответствии с предварительной самостоятельной домашней подготовкой учащихся к занятию мастер на вводном инструктаже знакомит учащихся с заданием, задает контрольные вопросы, занимается отдельно с каждой группой, с тем, чтобы учащиеся смогли более продуктивно и эффективно освоить материал занятия.

Наиболее трудными операциями при ремонте влагомеров является проверка работоспособности чувствительного элемента и его замена, определение неисправности прибора. Перед выполнением ремонтных операций учащиеся должны ознакомиться с основными неисправностями прибора.

Мастер должен предостеречь учащихся (при замене чувствительного элемента) от применения значительных физических усилений, так как стеклянный элемент имеет малое сечение и размер.

Мастер последовательно показывает рабочие приемы по замене элемента, предлагает учащимся составить алгоритм данных приемов. Затем (учащиеся под контролем мастера) тренируются в выполнении рабочих приемов по составленному ими алгоритму (табл. 38).



Операции уплотнения нового чувствительного элемента (ЧЭ) учащиеся проводят в обратном порядке.

Мастер должен сказать учащимся, что все операции по замене ЧЭ нужно проводить быстро, чтобы не вывести его из строя атмосферной влагой вследствие разложения сорбента (пятиокиси фосфора) в нестойкую ортофосфорную кислоту, распадающуюся на воду и кислород.

Важно научить учащихся определять работоспособность нового ЧЭ. Для этого необходимо перевести комбинированный электроизмерительный прибор (Ц-56, Ц-412, Ц-435) в положение измерения сопротивления на пределе «кОм», подключить переносные щупы и быстро измерить сопротивление ЧЭ. Если показания прибора плавно уменьшаются до значения 20—50 кОм, ЧЭ исправен и работоспособен, если сопротивление ЧЭ не изменяется и составляет 50 кОм и выше, ЧЭ неисправен и нуждается в регенерации (см. [2], с. 259).
Неисправности блока питания устраняются учащимися под руководством мастера, согласно методике, приведенной в подтемах 2, 3, и материалу учебника [ 2], с. 259-260.

При ремонте солемеров и концентратомеров основными операциями являются проверка, обработка и настройка датчиков приборов — электродов. Мастер (перед выполнением указанных операций) дает задания учащимся самостоятельно разобраться по материалу учебника, и задает им вопросы.

Как зависит электропроводность раствора от его температуры?
Какое значение имеет компенсатор в схеме датчика?
Поясните работу компенсатора.
Какую конструкцию имеют измерительные электроды датчиков?

Основными производственными приемами и навыками, осваиваемыми учащимися при ремонте приборов данной группы, являются замена и подготовка проточных и погружных датчиков, тарирование датчиков, настройка режима работы компенсатора, настройка измерительного преобразователя.

В ходе текущего инструктажа (при выполнении указанных рабочих приемов) мастер контролирует действия учащихся, которые пользуются в ходе работы материалом учебника, инструкциями заводов-изготовителей и электрическими схемами ремонтируемых приборов.
На заключительном инструктаже мастер предлагает учащимся составить перечень работ, необходимых для проверки работоспособности чувствительного элемента влагомера «Байкал» и его замены; составить перечень работ, необходимых для вывода на рабочий режим солемера или концентратомера.

Отчеты учащихся разбирает вся учебная группа, мастер оценивает работу каждого, выставляет оценки.

Занятие соответствует четвертому уровню обученности. Учащиеся овладевают приемами ремонта и настройки основных блоков кулонометрических влагомеров, солемеров и концентратомеров, выполняют задание, составляют алгоритмы ремонта, применяют знания, полученные из технической литературы, для решения конкретной задачи, поставленной мастеро
м.

Оставить комментарий