Опубликовано: 13, 06, 2013

Сборка оптических деталей и узлов



Совместное предприятие «Киров-Шкода»Цель занятия — практическое обучение учащихся способам сборки оптических элементов.

Наглядные пособия, инструмент, оборудование: центрировочный патрон — 2—4 шт.; латунные и алюминиевые вальцовки — 4—6 шт.; роликовая головка- 1-2 шт.; один токарный станок.

Методика проведения занятия

Занятие проводится в специализированной оптической мастерской (или ремонтном участке), имеющей необходимые оборудование, инструмент и поверочные средства.

Мастер на вводном инструктаже должен остановиться на значении сборки и юстировки оптических узлов оптико-механических приборов в повышении качества этих приборов.
Основными способами крепления оптических деталей являются завальцовка, крепление резьбовыми соединениями (кольцами), а также приклеивание.

На первом этапе занятия, исходя из материальной базы участка, мастер должен показать учащимся один из способов вальцовки. При малых объемах вальцовочных операций вальцовка осуществляется специальной оправкой, выполненной из латуни или меди.
Мастер должен четко (по стадиям) показать учащимся последовательность рабочих операций завальцовки (рис. 1).



1. Оправа 2 продувается сжатым воздухом.
2. Оправа закрепляется в цанговый патрон 1.
3. При вращении оправы в станке индикатором 4 выверяется отсутствие ее биения.
4. В соответствии с чертежом устанавливаются требуемые линзы.
5. Во избежании выпадания линз при закатке на внутреннюю поверхность оправы у торца наносится тонкий слой воска.

6. Оправка 6 подводится к буртику оптической оправы с требуемым усилием и при вращении цангового патрона производится обкатывание наружной поверхности оправы.
Мастер должен объяснить учащимся, что все операции выполняются в строгом соответствии с заданными чертежами.

При серийном производстве завальцовка оптических деталей выполняется механизированно на специальных станках, снабженных роликовыми сменными головками.
Усилие, необходимое при обкатывании, определяется установкой пружины, имеющей определенную жесткость.

Мастер должен обратить внимание учащихся на то, что при необходимости герметизации оправы под ее буртик наносится уплотняющая замазка типа «Герметик УТ-34».
Более совершенным является ультразвуковой способ, позволяющий значительно увеличить производительность и качество завальцовки.

Для учащихся необходимо отметить ряд недостатков ручной завальцовки: образование неразъемного (жесткого) соединения, невозможность повторного центрирования оптических деталей в оправе, образование неравномерных напряжений в оптических деталях, влияющих на качество изображения.

После вводного инструктажа учащиеся группами (из двух-трех человек) выполняют репродуктивное упражнение по завальцовке оптических деталей.

В ходе текущего инструктажа мастер (при обходе рабочих мест) обнаруживает и устраняет допущенные ошибки учащихся. При неудовлетворительном выполнении отдельных операций учащиеся производят их под непосредственным контролем мастера.

После выполнения завальцовки на наружной поверхности буртика остается (в результате контакта с роликами или вальцовкой) блестящая поверхность, которую требуется зачернить фасочной матовой эмалью.

Типичные ошибки учащихся при выполнении завальцовки оптических деталей в оправу приведены в табл. 4.

Говоря о креплении оптических деталей в оправе с помощью резьбовых колец, мастер отмечает и демонстрирует преимущества данного способа крепления: разборность соединения, возможность более качественного центрирования и фокусировки систем линз и объективов. Данный способ имеет три варианта крепления оптических элементов в оправах: резьбовое кольцо со стопорным винтом, резьбовое кольцо с пружинящим кольцом, пружинящее проволочное разрезное кольцо.

Для установки резьбовых колец в оправы или объективы учащимся необходимо выполнить ряд последовательных действий.



1. Произвести чистку внутренней поверхности оправы.
2. Протереть поверхности линз и резьбового кольца.
3. Установить лянзы в требуемые посадочные отверстия.
4. Выполнить требуемые условия герметизации.
5. Установить и закрепить специальным ключом резьбовы
е или разрезные кольца.

Перед выполнением учащимися данного способа крепления оптических элементов мастер должен дополнительно проинструктировать их о значении правильного выполнения всех операций для получения высокого качества изделия. Значительные физические усилия при заворачивании резьбовых колец могут вызвать сколы и трещины линз. Использование нештатного инструмента приводит к нарушению шлицев резьбовых колец и царапинам линз.
Мастер (в процессе показа рабочих приемов) должен обратить внимание на то, что шлицевые соединения имеют очень мелкую резьбу, которая при неправильной установке кольца может быть нарушена (сорвана).

На заключительном инструктаже мастер подводит итог выполнения двух этапов занятия: всей учебной группой обсуждаются и анализируются основные ошибки при выполнении работы, оценивается практическое выполнение работ.

Целесообразно перед учебной группой поставить ряд проверочных вопросов.
1. Какие преимущества имеет завальцовка роликовой головкой?
2. Какие недостатки имеет ручная завальцовка?
3. Когда применяется крепление оптических элементов пружинящим проволочным кольцом?
4. В каких оптических системах применяется крепление резьбовым кольцом?
5. Перечислите основные недостатки ручной и механизированной завальцовки оптических систем.

Подводя итог занятия, мастер выставляет оценки учащимся в дневники. Занятие соответствует третьему-четвертому уровням обученности.

Задание для самостоятельной работы к подтеме 3

1. Изучить ремонт оптико-механических приборов (см. [ 2], § 3 гл. XI, с. 221-222).
2. Какое значение имеет центрирование оптических систем приборов?
3. Какие существуют способы центрирования?
4. В чем заключается юстировка оптических приборов?

Оставить комментарий