Технические средства обучения
Разрабатывая структуру современного урока, мастер! отражает и вопросы управления учебно-производственной деятельностью учащихся. Технические средства обучения (ТСО) имеют большое значение для организации управления познавательной деятельностью учащихся на уроке, с их помощью мастер может ставить перед учащимися проблемные вопросы, на которые они могут получить ответ при демонстрации средств наглядности. ТСО помогают превратить абстрактный и плохо воспринимаемый урок в урок яркий, демонстрационный, обеспечивающий полную информацию и понимание. При такой организационной форме учащиеся получают возможность самостоятельно сформулировать проблему и, используя свой запас знаний, познавательный и аналитический опыт, успешно решить данную проблему.
Однако чрезмерная нагрузка на ТСО не способствует конкретному и четкому закреплению изучаемого материала, кроме того, не все ТСО содержат учебную информацию, а лишь те, которые отражают тот или иной технический учебный материал: диа- и кинофильмы, магнитофонные записи, различные таблицы, графики и схемы приборов и элементов автоматики.
Выбор ТСО должен быть органически связан с объектом обучения и целесообразен с точки зрения дидактических целей в конкретном виде практической деятельности.
Главным условием продуктивного усвоения знаний, умений и навыков является активность самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Она повышается, когда способы и средства деятельности мастера и учащихся тесно связаны между собой.
Познавательную и практическую деятельность учащихся необходимо развивать поэтапно.
Первый этап — усвоение программного материала на уровне познавательной репродуктивной деятельности учащихся, т.е. воспроизведение умений и навыков в том виде, как они были показаны мастером.
Второй этап — продуктивная деятельность, т.е. обучение учащихся приемам умственной деятельности по использованию усвоенных знаний, умений и навыков в процессе формирования производственной деятельности слесаря КИША.
Третий этап — развитие познавательной продуктивной деятельности учащихся. Он предусматривает самостоятельное выполнение учебно-производственных заданий творческого характера с широким применением усвоенных знаний и умений.
В содержание таких заданий входят поиск и диагностирование неисправностей средств КИПиА, оптимальные и экономичные пути ремонтно-наладочных работ, достижения требуемых паспортных характеристик приборов и элементов автоматики после проведения ремонтных работ.
Дня успешного усвоения элементов творческого подхода к производственным задачам следует включать в учебный процесс необходимые технические средства, которые позволят учащимся работать самостоятельно и будут требовать от них поисковой деятельности. Поэтому в настоящей методике на каждом уроке (теме) вводятся в учебный процесс конкретные типы действующих приборов. Главная задача мастера на данном этапе — управление познавательной и практической самостоятельной деятельностью учащихся. Учащиеся в соответствии с заданием подключают приборы, определяют взаимосвязь основных элементов, снимают необходимые характеристики с приборов, имитируют их неисправности, проводят ремонтные операции.
Большое значение имеют средства самоконтроля, основой которых являются различные виды обратных связей, позволяющие оценивать и регулировать действия учащихся, с тем чтобы они уже в ходе работы смогли устранить погрешности и ошибки.
Значительную помощь при самоконтроле у учащихся оказывает заданный мастером или учащимися алгоритм ремонтных и наладочных операций, который приводится в темах настоящей методики.
На третьем этапе обучения необходимо будущего слесаря КИША научить поиску логических доказательств при решении ремонтно-наладочных работ, строгому построению и политехнического подхода к решению своих производственных задач. В связи с этим мастер на учебном материале должен постепенно прививать учащимся следующие умения: учитывать и соотносить все данные условия производственной задачи между собой, выяснять их согласованность и противоречивость; выявлять недостающие данные; соотносить действия, намеченные для решения задачи, между собой и с главным вопросом задания; давать возможные доказательства своих вывод
ов и определять их достаточность; находить пути проверки решения и его соответствия требованию задачи.
Все рассмотренные этапы обучения показывают, что во всех случаях учебно-производственная деятельность учащихся осуществляется на основе усвоенной ими учебной информации.