Технология дефектации и регенерации смазочного масла ХФ-12-18(16)
Совместное предприятие «Киров-Шкода»Восстановленные компрессоры должны заправляться смазочным маслом ХФ-12-18(16), по своим параметрам соответствующим ГОСТ 5546-86.
Доза смазочного масла, заливаемого в кожух одного компрессора, составляет 0,35…0,45 кг в зависимости от его конструкции и типоразмера. Повторное использование масла, извлеченного из компрессоров в процессе их ремонта, возможно только после его регенерации, цель которой — довести параметры масла до соответствия требованиям нормативных документов.
В зависимости от состава и количества эксплуатационных загрязнений, находящихся в масле, различают полную регенерацию, при которой оно приобретает свои первоначальные свойства, и частичную, обеспечивающую восстановление некоторых наиболее важных свойств. Объем работ, необходимых для реализации регенерации, зависит от состояния масла, т.е. от прошедших в нем физико-химических изменений.
В общем виде технология регенерации масла ХФ-12-18(16) предусматривает предварительный отстой, грубую фильтрацию, мойку, отделение моющего рабочего тела, сепарацию, адсорбцию, дегазацию и окончательную фильтрацию.
Отстаивание отработанного масла частично восстанавливает его эксплуатационные характеристики: в процессе отстаивания оседают взвешенные частицы загрязнений. Если при отстаивании масла повышать его температуру, то вязкость масла уменьшается, вследствие чего скорость оседания загрязнений увеличивается и при этом создаются условия для увеличения осадка мелкодисперсных включений. Отстаивание масла рекомендуется вести при температуре 348… 353 К. Однако повышать температуру отстоя масла выше 360 К не рекомендуется, так как в этом случае начинается процесс испарения воды, что приводит к перемещению слоев масла и осадка загрязнений по всему объему.
Для повышения эффективности отстаивания регенерируемого смазочного масла используют бак-отстойник цилиндрической формы, внутрь которого встроены змеевик, содержащий перегретый пар, или электронагревательные элементы соответствующего назначения и мощности.
Отстаивают масло в течение 6…30 ч в зависимости от степени его загрязнения.
Оптимальное время отстаивания определяют в результате визуального контроля, нанося пробу масла на наклонно расположенное стекло в непосредственной близости от источника света. Наличие воды и включений загрязнений в стекающей пленке масла обусловливается локальным или точечным изменением его цвета на более темный.
Для удаления мелких примесей используют фильтрацию масла, осуществляемую через пористую среду, например металлические сетки, полотно, сукно, войлок, асбест, картон, бумагу и т.д.
Для хладонового масла типов ХФ-12-18(16), извлеченного из ремонтируемых компрессоров и содержащего определенное количество хладона 12, целесообразно применять фильтры решеточной конструкции типов ФНГ-30 и ФНГ-60, которые предназначены для очистки жидкого топлива.
Отстой и фильтрация смазочного масла обеспечивают лишь частичное восстановление физико-механических параметров масла, которое в последующем можно добавлять в небольших количествах к новому.
При заправке отремонтированных компрессоров бытовых холодильных установок следует использовать только полностью от- регенерированное масло, т.е. дополнительно проводить его тонкую очистку от остатков механических примесей, кислот, парафинов, воды, газов и других эксплуатационных загрязнений.
Удаление механических примесей, оставшихся после отстоя и фильтрации масла, осуществляют промывкой его горячей водой. При этом в бак с мешалкой и маслом подается горячая вода через змеевик. После промывки смесь воды и масла отстаивается в течение 10 ч. В результате отстоя вода, масло и эксплуатационные загрязнения последовательными слоями распределяются по высоте всего объема бака. Вода сливается в канализацию, масло — в промежуточный бак.
Удаление из масла кислот и смолисто-асфальтовых продуктов распада защитного слоя обмоток статора встроенного электродвигателя и самого смазочного масла осуществляют способом адсорбции.
Поглощение кислот различными адсорбентами наиболее эффективно происходит в присутствии воды. При совместном поглощении воды и кислых примесей из смазочного масла бытовых холодильных машин разработаны высокопрочные и химически стабильные в хладонах 12 и 22 комплексные шариковые сорбенты типа NaA-2KT.
В отдельных случаях для масел, работающих в условиях пониженных температур,
производят в объеме регенерации депарафинизацию, которая включает:
обработку масла растворителем (смесь 30 % ацетона и 70 % бензола или толуола);
отделение выделившейся твердой фазы масла с помощью центрифугирования и с использованием вакуумных фильтров;
очистку масла с добавлением отбеливающих земель для удаления следов растворителей и полярных примесей смол и кислот, что улучшает эксплуатационные характеристики обрабатываемого масла.
Дегазация смазочного масла, используемого в бытовых холодильных машинах, имеет большое практическое значение, так как наличие воздуха, метана, оксида и диоксида углерода оказывает значительное влияние на теплоэнергетические характеристики холодильных машин. Дегазация смазочного масла ХФ-12-18(16) реализуется в процессе его вакуумирования с использованием вакуумных насосов типа ВН-1.