Температура вспышки и застывания смазочного масла
Одной из важнейших эксплуатационных характеристик смазочных масел является температура «вспышки», за которую принимается минимальная температура образуемой смеси паров масла и воздуха, способной возгораться от открытого огня. Температура «вспышки» находится в тесной связи с другими характеристиками масла ХФ-12-18(16): температурой кипения, давлением паров, испаряемостью и др.
При определении температуры «вспышки» смазочного масла его наливают в тигель таким образом, чтобы уровень масла находился в 15 мм от верхней кромки тигля, который устанавливают в кольцо штатива в затемненном месте, где отсутствует движение воздуха. В центре тигля помещают термометр в вертикальном положении, закрепив его в штативе. Когда температура масла ожидаемой температуры «вспышки» будет меньше на 10 °С, медленно проводят по краю тигля на расстоянии 10 мм от поверхности масла Пламя зажигалки. Такое испытание повторяют через каждые 2 °С последующего нагрева масла. За температуру «вспышки» принимают температуру нагрева масла, показываемую термометром при появлении первых признаков синего пламени.
Согласно ГОСТ 5546—66 температура «застывания» определяется значением температуры, при которой уровень масла в пробирке диаметром 20 мм, установленной под углом 45°, остается практически неподвижным в течение 1 мин.
Температура застывания не является физической характеристикой масла, так как у него нет определенной температуры точки перехода из жидкого состояния в твердое. Однако, учитывая вероятность переноса масла из кожуха компрессора по системе герметичного агрегата в капиллярную трубку и испаритель, температура «застывания» смазочного масла типа ХФ-12-18(16) имеет существенное значение.