Опубликовано: 05, 06, 2013

Занятие «Ремонт и поверка весовых устройств»



Совместное предприятие «Киров-Шкода»Занятие рекомендуется проводить в центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) базового предприятия, имеющей отдельную весовую лабораторию, или в учебном классе.
На вводном инструктаже по данному занятию мастер знакомит учащихся с областью применения гирь общего назначения и образцовых гирь.

Гири общего назначения выпускают шести классов: 1, 2, 3, 4, 5, 6. область применения гирь общего назначения каждого класса должна строго соответствовать приведенной характеристике: гири 1-го класса — для взвешивания с высшей точностью (микрохимический и химический анализ); гири 2-го класса — для взвешивания с высокой точностью (микрохимический и химический анализ); гири 3-го класса — для технических анализов и взвешиваний драгоценных металлов с повышенной точностью; гири 4-го класса — для технических анализов и взвешивания медикаментов; гири 5-6-го классов — для взвешивания в народном хозяйстве и торговле.

Область применения образцовых гирь каждого разряда должна соответствовать указанной ниже.

1а — для поверки особо точных весов 1-го класса;
I — для поверки образцовых гирь II разряда, гирь общего назначения 2-го класса и весов 1-го класса;
II — для поверки образцовых гирь III разряда, гирь общего назначения 3-го класса и весов 1-го и 2-го классов;
III — для поверки образцовых гирь IV разряда, гирь общего назначения 4-го класса и весов 2-го и 3-го классов;
IV — для поверки гирь общего назначения 5-го и 6-го классов и весов 3-го и 4-го классов.
Проверка соответствия масс гирь, и комплектов и наборов производится в соответствии с требование ГОСТ 7328—82.

Гири испытывают в соответствии с их классами и разрядами, при этом допускаемые отклонения от номинального значения массы гирь не должны превышать абсолютных значений, приведенных в табл.1.



Гири III и IV разрядов и 3—6-го классов массой более 10 г изготовляются заводами с подгоночной полостью, с тем, чтобы была возможность досыпки подгоночного материала.
В табл. 2 приведены значения масс подгоночного материала в гирях в соответствии с их разрядами и классами.



Необходимая масса подгоночного материала, засыпаемого в подгоночную полость, определяется по результатам взвешивания массы гири и сравнения с данными, приведенными в табл.1.
Мастер должен сказать, что подгоночный материал должен быть сухим и очищенным от посторонних включений. Для гирь III разряда и 2—3-го классов подгоночный материал должен иметь такую же плотность, как и материал гири. Для остальных гирь в качестве подгоночного материала используют стружку черных металлов и техническую дробь из чугуна и стали. После подгонки массы гири отверстие подгоночной полости плотно закрывают резьбовой или гладкой цилиндрической пробкой.

Затем мастер показывает учащимся способ определения массы гирь.
1. Предварительно протертую (замшей, фланелью или полотном) в зависимости от класса гирю устанавливают на весы соответствующего класса.
2. Определяют действительную массу гири.
3. Определяют допустимое отклонение массы гири (см. табл.1).
4. По результатам взвешивания и допустимым отклонениям массы гири определяют подгоночную массу.
5. Подгоночную массу взвешивают на лабораторных образцовых весах.
6. Вскрывают пробку и уплотняют в гире подгоночную массу.
7. Устанавливают новую пробку.
8. Окончательно взвешивают и сличают массу гири с данными, приведенными в табл.1.
9. На пробку гири наносят клеймо ведомственной или государственной поверки (при соответствии метрологических характеристик). Клеймо наносится только поверителем, имеющим удостоверение органов Госнадзора СССР на право поверки мер массы.
После вводного инструктажа мастер выдает каждой группе (из двух-трех учащихся) конкретное задание по определению массы гирь. Целесообразно дать учебным группам задание определить различные массы гирь: мг, г и кг.

Например; задание первой группе учащихся:
— определить массу поверяемых гирь 3-го класса: 5 мг, 20 г и 1 кг;
— определить допустимое отклонение массы заданных гирь по’табл.1 (в соответствии с их классом);
— по результатам взвешивания и данным табл.1 определить необходимость подгонки их масс;
— выполнить подгонку массы заданных гирь.

На текущем инструк

Оставить комментарий