Влияние фронта газовой защиты на эксплуатационные свойства сварных соединений из судостроительной стали GL–E36
Основные аспекты сварки цветных металловСовершенствование технологии изготовления позволило повысить уровень служебных свойств низколегированного и легированного проката и в первую очередь его стойкость к образованию холодных трещин. Данные стали обеспечивают безопасность эксплуатации крупногабаритных высокоответственных сооружений, мостовых конструкций, корпусов судов и магистральных трубопроводов [91, 92]. При этом желательно, чтобы сварные соединения обладали требуемыми эксплуатационными и технологическими свойствами без дополнительной термообработки.
Провели исследования по определению влияния фронта газовой защиты зоны сварки на химический состав и эксплуатационные свойства соединений из судостроительной стали GL–E36 (табл. 5.1) на пластинах размером 150х300 мм толщиной 18 мм с щелевой разделкой кромок с применением двух способов сварки плавящимся электродом стационарной дугой в смеси газов Ar 82% + СО2 18% (рис. 5.1):
1. Традиционный способ с одноструйной газовой защитой.
2. Разработанный способ с двухструйной газовой защитой. Согласно проведенным ранее исследованиям сварку выполняли низкоуглеродистой сварочной проволокой Union K52 диаметром 1,2 мм.
При сварке образцов стационарной дугой поддерживали следующий режим: напряжение дуги Uд = 26–27 В, скорость сварки Vсв = 25–26 см/мин, скорость подачи электродной проволоки Vпр = 6,8–7 м/мин, расход защитного газа Q = 11–12 л/мин, сила тока Iсв = 185–190 A. Использовали источник питания Esab Aristo 500 и автоматическую сварочную головку VEB Schweisstechnik Finsterwalde BEM 5 201.05.
На полученных сварных образцах провели исследование химического состава металла шва и стали GL–E36 (табл. 5.1), микроструктуры, распределение твердости в сечении, механических свойств (в лабораториях Otto-von-Guericke-Universitet Magdeburg, Магдебург, Германия).