Использование каретки-оператора в транспортной системе
Для перемещения грузов в ГПС широко используют каретки-операторы (рис. 4.38). Шасси тележки представляет собой сварную силовую раму 11, на кронштейнах которой смонтированы две оси с четырьмя ходовыми колесами 12. С одной стороны рамы установлен подвижной бампер 13, который в случае наезда тележки на посторонние предметы включает систему торможения и останова. Привод перемещения каретки-оператора состоит из электродвигателя постоянного тока 2, редуктора 1, на выходном валу которого установлено зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с шестерней, расположенной на ведущей оси ходовых колес. Платформа установки спутников представляет собой плиту 3, на которой установлены направляющие планки с роликами 4 для базирования спутника и защелка, предохраняющая спутник от смещения при движении тележки. Привод подачи спутника 5 обеспечивает его перемещение с платформы тележки по направляющим планкам к агрегату загрузки спутников либо к ячейке оперативного накопителя. Блок электроавтоматики установлен на стойке 6 шасси тележки, к нему относятся чувствительные элементы 9систем торможения и точного останова каретки-оператора. Механизм 10 фиксации каретки-оператора состоит из электропривода и фиксатора, который входит в отверстия в колодках, расположенных в пунктах останова тележки.
Подвод электропитания к электрооборудованию обеспечивает ка- беленесущая цепь 8. От наладочного пульта 7 возможно выполнение отдельных элементов цикла работы каретки-оператора. Работа тележки осуществляется в автоматическом (управление от ЭВМ) и полуавтоматическом (управление от пульта, расположенного рядом с рабочим местом оператора) режимах. При автоматическом режиме работы тележки по команде, поступающей от управляющей ЭВМ, включается электродвигатель привода перемещения каретки-оператора и датчик позиционирования, расположенный в пункте ее требуемого останова. Крутящий момент от электродвигателя с помощью редуктора передается на ведущую ось, на которой закреплены ходовые колеса, и тележка начинает перемещаться по рельсам. При подходе тележки к заданной позиции во взаимодействие с устройством позиционирования вступает вначале датчик системы торможения (происходит снижение скорости каретки-оператора), а затем датчик системы точного останова (в следящем режиме осуществляется позиционирование и останов тележки в заданном пункте). Затем каретка-оператор фиксируется. После этого включается привод подачи спутника, и движение цепи привода вперед и назад вызывает либо перемещение спутника с платформы тележки на оборудование комплекса, либо наоборот — перемещение спутника на платформу каретки-оператора. На этом цикл работы тележки заканчивается. После поступления от ЭВМ новой информации каретка-оператор перемещается к пункту, указанному в следующем адресе.
Полуавтоматический режим работы каретки-оператора осуществляется от пульта управления. Оператор набирает с помощью переключателей на пульте адрес пункта, к которому должна следовать тележка для выполнения технологического процесса транспортирования. В случае установки на боковых противоположных сторонах каретки-оператора двух приводов подачи спутников возможно выполнение загрузочно-разгрузочных операций по обе стороны от трассы движения каретки.
На плите платформы для установки спутников можно закреплять планки различной длины, что позволяет каретке-оператору выполнить транспортирование и загрузку спутников разных габаритных размеров. При этом заранее должен быть отрегулирован ход цепи привода.
В автоматизированном машиностроительном производстве часто используют тележки с индуктивной связью, маршрут которых зависит от схемы размещения заложенного в полу проводника. В отечественных тележках МП-12Т и МП-14Т используют оптоэлектронную связь для отработки маршрута движения. Тележка МТ-12 оснащена роботом д ля перемещения грузов на спутниках, грузоподъемность 200 кг, число адресных точек 62, масса 800 кг.
Важным элементом функционирования транспортной системы является контроль наличия груза на соответствующих позициях. На основании этой информации происходит включение или отключение загрузочных устройств. Для контроля наличия груза используют контактные и бесконтактные датчики, из бесконтактных чаще применяют фотодатчики.