Классификация производственных грузов
Назначение транспортной системы в основном следующее: доставка со склада в требуемый момент времени к требуемому производственному участку грузов;
доставка, ориентирование и установка заготовок, полуфабрикатов или изделий в требуемый момент времени на требуемое технологическое оборудование;
съем полуфабрикатов или готовых изделий с оборудования и последующее транспортирование их в заданный адрес;?
отправка в накопитель грузов и выдача их из накопителя в требуемый момент времени;
доставка полуфабрикатов или готовых изделий с производственных участков на склад.
Рис. 4.33. Классификация производственных грузов
Эффективность производственного процесса во многом зависит от способа реализации транспортирования, поскольку транспортные операции являются непосредственным выражением связей между отдельными этапами технологического процесса. Транспортная система должна своевременно и в требуемой последовательности обеспечить выполнение всех запросов технологического оборудования, накопителей и склада в необходимых заготовках, полуфабрикатах и готовых изделиях.
При выборе способа транспортирования и элементов транспортной системы следует ориентироваться на следующую классификацию грузов и транспортных систем.
Грузы классифицируют по транспортно-технологическим характеристикам: массе, размеру, форме, способу загрузки, виду и свойствам (рис. 4.33). Для более подробной характеристики грузопотоков в целях оптимального выбора транспортной системы разбивка грузов на группы производится следующим образом:
по массе транспортируемых грузов — легкие от 0,01 до 0,5 кг, средние от 0,5 до 16 кг и тяжелые свыше 16 кг;
по способу загрузки — в таре, без тары, навалом, ориентированные; по форме — типа вала, корпусные, дискообразные, спицеобразные (длинномерные) и т. д.;
по виду материала — металлические, неметаллические и т. д.; по свойствам материала — твердые, хрупкие, пластичные, магнитные.
В свою очередь, транспортные системы классифицируют: по назначению — внутрицеховые и межоперационные; по способу перемещения — грузы в таре и без тары; ориентированные и навалом;
по принципу движения — периодические и непрерывные; по направлению движения — прямоточные и возвратные; по уровню расположения рабочей ветви — напольные, эстакадные и подвесные;
по принципу работы — несущие, толкающие и тянущие; по схеме движения — линейные и замкнутые, ветвящиеся и неветвящиеся;
по конструктивному исполнению — рельсовые и безрельсовые; по принципу маршрутослежения — механические (по направляющим), на приборах с зарядной связью, индуктивные, гироскопические, оптоэлектронные и радиоуправляемые.
Оптоэлектронные системы, в свою очередь, бывают выполнены в виде: флуоресцентной полосы, датчиков, работающих в ультрафиолетовом спектре; светоотражающей металлизированной или металлической полосы; белых полос с черной окантовкой с датчиками контраста двух цветов.