Опубликовано: 25, 06, 2013

Планировка автоматизированных участков



Планировка автоматизированных участков

Безопасность при эксплуатации автоматизированных комплексов достигается путем их рациональной планировки, соблюдения техники безопасности и безаварийной работы оборудования, а также использования специальных устройств, обеспечивающих безопасность обслуживающего персонала. Планировка оборудования на участках должна обеспечивать свободный, удобный и безопасный доступ обслуживающего персонала к оборудованию, к органам управления и аварийного отключения оборудования и механизмов, входящих в состав участка. Желательно, чтобы органы управления и аварийных блокировок были размещены на общем пульте управления и дублированы вдоль фронта оборудования по трассе возможных перемещений обслуживающего персонала.

При планировке автоматизированных участков необходимо обеспечить нормальные условия освещения и обзора для оператора.

С точки зрения обеспечения безопасности обслуживающего персонала, планировки, характеризующие расположение рабочих зон транспортных устройств и операторов, можно разделить на три типа (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Основные типы планировок роботизированных технологических комплексов: 1 — станок, 2 — промышленный робот


Комплексы, исключающие возможность появления оператора в пределах рабочей зоны промышленного робота при его работе, показаны на рис. 5.3, а. Обычно это комплексы с круговым ограждением, при раскрытии створки которого посылается сигнал на останов транспортного устройства. К числу таких комплексов относят те, в которых транспортное устройство встроено в основное технологическое оборудование. Требуемые переналадки и коррекция работы транспортного устройства должны осуществляться на пульте оператора вне рабочей зоны транспортного устройства.

Комплексы с совмещением рабочих зон оператора и транспортного устройства показаны на рис. 5.3, б. В таких комплексах требуется применять специальные меры безопасности обслуживающего персонала. Это комплексы с автономным транспортным устройством, осуществляющим единичное или групповое обслуживание оборудования. Появление человека в рабочей зоне транспортного устройства должно вызывать автоматическую блокировку его работы.

Комплексы с разделением рабочих зон оператора и транспортного устройства, когда транспортное устройство работает с тыла, а оператор перемещается вдоль фронта оборудования, показаны на рис 5.3, в. В этом случае появление человека в рабочей зоне транспортного устройства также должно вызывать автоматическую блокировку работы транспортного устройства.

Снятие сигнала выполняет оператор, осуществляющий наладку и обслуживание автоматического участка. Пульт управления автоматическим участком должен размещаться вне рабочей зоны транспортных средств — месте, обеспечивающем хорошее и удобное наблюдение за работой автоматического участка. Если автоматические участки оснащены несколькими пультами управления, необходимо предусмотреть соответствующие блокировки, предотвращающие параллельное управление от различных пультов. Кнопки аварийных блокировок автоматического участка должны быть расположены в пределах рабочей зоны оператора на расстоянии не более 4 м одна от другой.

При планировке автоматизированных участков необходимо исключить пересечение трасс следования оператора и транспортных средств.

Оставить комментарий